«Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12: 49-50).
О каком огне говорит Христос и о каком крещении? По толкованию святых отцов Православной Церкви речь идёт о огне любви. А под крещением Он подразумевает мученическую смерть на кресте, после которой возгорится этот огонь. Речь идёт именно о духовной любви. Иоанн Креститель говорит о Христе: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф. 3: 11). Именно после Воскресения и Вознесения Христа стало возможным сошествие Духа Святого уверовавшим, и мы все теперь имеем возможность получать благодать Духа Святого через Таинство Крещения. Снисхождение Духа Святого на Апостолов было в виде огненных языков: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян. 2: 3-4). И вслед за этим следуют слова Спасителя: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.» (Лк. 12: 51-53). Этими словами Господь предупреждал, что между людьми произойдёт разделение, на тех, кто будет иметь эту любовь ко Христу и последует за Ним, и на тех, кто не последует. «Господь только что сказал, что Его верным служителям необходимо непрестанно бодрствовать. Это увещание Он теперь обосновывает указанием на действие, какое должно повести за собою Его явление в человечестве: с Его пришествием должно наступить время трудной борьбы, которая произойдет между людьми при решении вопроса, стать ли им на сторону Христа или идти против Него.» Лопухин А.П. Некоторые святые отцы толкуют это и так, что в самом человеке есть разделение, потому что греховная, ветхая природа человека сопротивляется учению Христа, а любовь ко Христу, напротив, способствует принятию учения и исполнению заповедей. «- Под отцом и матерью, и свекровью разумей, пожалуй, и просто все ветхое, а под сыном и дочерью - все новое. В таком случае Господь желает, чтобы Его новые Божественные заповеди и учение побороли все наше ветхое - греховные нравы и учение.» Блаженный Феофилакт Болгарский. И эту любовь мы видим в святых Божиих, какую любовь они имели к Богу и ближним. Именно Благодать Святого Духа преобразила их. «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев: Той даст си́лу и держа́ву лю́дем Свои́м, благослове́н Бог.» (Псалом 67: 36).
Как известно, из Священного писания, Бог – есть любовь: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.» (1-е Ин. 4: 16). Бог – есть свет и Солнце правды, в свете которого всё видно. Тогда сатана, что означает «противник», напротив олицетворяет холод, тьму и ложь. В книге пророка Даниила антихрист, через которого сатана будет править миром, называется царём северным: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится.» (Дан. 11: 36). «Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится, как буря, на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападёт на области, наводнит их, и пройдет через них.» (Дан. 11: 40); «и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придёт к своему концу, и никто не поможет ему.» (Дан. 11: 45). Господь говорит, что в последние времена охладеет любовь многих: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся.» (Мф. 24: 12-13). Это мы и наблюдаем в настоящее время. На законодательном уровне в мире принимаются законы, противоречащие заповедям Божиим. Например, во многих странах узаконены однополые отношения. В Православной России этого закона не приняли. Но в целом, в мире умножается беззаконие, поэтому Благодать Святого Духа отнимается и, соответственно происходит охлаждение. В людях всё больше действует не любовь, а эгоизм, расчёт, лукавство. Всё это охлаждение любви, и больше соответствует духу антихристианскому, чем Духу Христа. Соответственно, по состоянию народа, придёт и правитель соответствующий – антихрист. Господь же говорит, что тот, кто претерпит до конца в истинной вере, сохранит огонь любви, спасётся. То есть мир лежит во зле, и надо бодрствовать, потому что не знаем ни дня, ни часа. Любовь же покрывает множество грехов: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.» (Лк. 7: 47). Охлаждению любви во многом способствуют бесы, слуги дьявола: «Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́.» (Псалом 3: 2-3). И для Церкви нашего времени, подходит характеристика Лаодикийской Церкви, которая говорит о теплохладности верующих, то есть опять же об охлаждении любви: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.» (Откр. 3: 14-18).
И когда будет Второе Пришествие Христа на землю, все наши дела обличатся перед Ним и будут видны, как в свете Солнца. «Бог от Фемана грядет и Святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск её – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» (Аввакум: 3: 3-4). Бог есть любовь, но когда человек духовно-больной, ведущий жизнь неправедную, столкнётся с этой любовью, то эта любовь может спалить его, потому что он будучи холоден, так будет воспринимать любовь Божию, «потому что Бог наш есть огонь поядающий.» (Евр. 12: 29). Поэтому Господь и призывает нас стяжать Благодать Святого Духа, Духа любви, чтобы выстоять, когда Он испытает нас: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнём неугасимым.» (Мф. 3: 12). «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (Мал. 3: 2). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр. 4: 12). Все дела наши также будут испытаны огнём: «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня.» (1-е Кор. 3: 13-15). Люди, которые выбрали жизнь без Бога, а значит без любви, возлюбившие грех, как выстоят в момент пришествия Господа, когда все дела, соделанные в тайне будут открыты?: «Госпо́дь испыта́ет пра́веднаго и нечести́ваго, любя́й же непра́вду ненави́дит свою́ ду́шу. Одожди́т на гре́шники се́ти, oгнь и жу́пел, и дух бу́рен часть ча́ши их.» (Псалом 10: 5-6). Ведь Господь любит всех, но люди сами предпочитают быть вдали от Него, и поэтому Его любовь может обернуться для них бичём. Ад - это место, где пребывают люди, сами удалившие себя от Бога, не имеющие любви, предпочетшие грех, и этот грех мучает их после смерти. В раю просто они не смогут жить перед очами Божиими, как не смогли жить Адам с Евой, которые начали прятаться от Бога. «Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни.» (Тов. 12: 9-10).
Ведь собственная совесть будет свидетельствовать против них. Поэтому Господь говорит: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.» (Лк. 12: 58). Под соперником, по толкованию святых отцов, следует понимать совесть. Человек имеющий чистую совесть перед Богом и имеющий любовь в день Суда имеет дерзновение перед Богом: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сём, как Он.» (1-е Ин. 4: 17). Поэтому следует сейчас обратиться с Богу и покаяться перед Ним, и Он очистит нас от грехов: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1-е Ин. 1: 9). «И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!»» (Зах. 13: 8-9). То есть для людей верующих, борьба со страстями, с грехами происходит сейчас, здесь на земле. Они не идут на поводу у падших духов злобы поднебесной, но борятся с ними, поэтому могут подвергнуться искушениям. Но если человек обращается к Богу с покаянием, то Его любовь очищает человека от греха: «и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.» (Мал. 3: 3). Иногда это очищение сопровождается искушениями, страданиями временными, но нужно не забывать, что, когда человек страдает ради Христа, отказывает себе в чём-то, это всегда означает для него венцы в будущем веке. «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.» (1-е Петра 4: 12-14). Да и такими искушениями происходит очищение души, душа совершенствуется: Господь любит человека и попускает эти искушения, для очищения его от греха: «Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нём волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.» (Исаия 27: 4). «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Моё! славы Моей не дам иному.» (Исаия 48: 10-11). А людей творящих добро Господь вознаграждает. Поэтому Господь призывает нас поступать с другими также, как мы бы хотели, чтобы поступали с нами, по любви, быть похожими на Него, думая о воздаянии в вечности: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лк. 6: 36-38).
«Так говорит Господь, Искупитель твой, Святой Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твоё было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.» (Исаия 48: 17-19).
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (1-е Кор. 13: 1-7).