Найти тему
Сова-всезнайка

Забытые герои Царицына. Иван Еремеевич Цыплетев.

Волгоград, один из самых славных городов России, раскинулся на западном берегу реки Волги, в нижнем ее течении. Этот город, один из крупнейших на Юге страны, на протяжении всей истории существования не раз менял свое имя и облик: дореволюционный Царицын прошел путь от приграничного военного городка до крупного промышленного центра; советский Сталинград вошел в историю как несокрушимая твердыня человеческого духа; современный Волгоград, являющийся административным центром Волгоградской области, остается важным индустриальным и научным центром России. Его также называют портом пяти морей, ведь Волго-Донской канал соединяет теплые южные моря – Черное, Азовское, Каспийское – с холодными Балтийским и Северным.

Но сегодня я хочу углубиться в историю непосредственно Царицына и вспомнить одного забытого героя - Полковник Иван Еремеевич Цыплетев, или как его еще называли "Храбрый Цыплетев" - комендант г.Царицына, спасший город от взятия Пугачевцами, а Царицынский край - от разграбления. Его имя мало известно даже жителям самого Волгограда и это очень печально, так как подвиг его велик.

К сожалению, известно о нём немного. Родился Иван Еремеевич в 1726 году, происходил из старинного дворянского рода. Учился в инженерном корпусе, в 1753 году произведён в подпоручики.

Иван Еремеевич имел непосредственное отношение к строительству шёлкового завода, с которого началось село Верхняя Ахтуба.

В 1765 году Цыплетев – уже в звании полковника – был назначен комендантом Царицына. Вместе с женой и дочерьми он жил у Московских ворот – примерно там, где сейчас находится Волгоградская городская дума.

В мае 1770 года Цыплетев получил тайный приказ создать воинские команды для борьбы с волжскими разбойниками и выставить заставы для охраны судов. Основания для беспокойства были: беглые крестьяне, наводнившие Нижнее Поволжье, объединялись в ватаги и нападали на помещиков, купцов, чиновников.

Местные поддерживали и «партизан», и самозваных «царей», кои время от времени объявлялись в станицах. В 1772 году в стычке с отрядом одного из них, Фёдора Богомолова, Цыплетев был ранен.

Тучи сгущались: не успевали разбить одну шайку разбойников, как тут же появлялась другая. Потом пришла весть о том, что уроженец станицы Зимовейской Емельян Пугачёв, бежавший из тюрьмы, выдаёт себя за царя Петра III. Под его знамёна стекались казаки, крестьяне и работные люди.

Захватывая один город за другим, самозванец в 1774 году решил идти на Москву.

Однако Пугачёв медлил.

Он понимал: грядущее сражение может стать последним. Измотанным двухлетними боями повстанцам требовалась передышка. Нужны свежие силы, а где их взять? Конечно, в станицах на Дону и Нижней Волге. И разношёрстная армия повернула к Царицыну.

В те годы город представлял собой небольшую крепость, окружённую с трёх сторон глубокими оврагами, над обрывами которых был возведен земляной вал с деревянными стенами при семи бастионах. Из центрального бастиона через Московские ворота в сторону Дона шла Царицынская сторожевая линия. Сейчас на этом месте улица Володарского. Укрепления возвышались вдоль берега Царицы до современного проспекта Ленина. Далее находился ров с валом и Донским бастионом. Следующим углом крепости был Линейный бастион, на его месте сейчас обладминистрация. Далее – Московские ворота. В районе Центрального рынка находился Покровский бастион с Саратовскими воротами. Отсюда вал со рвом шли к Волге. На Волгу смотрели Осадные, Троицкие и Спасские ворота.

Осенью 1773 года Цыплетев получил очередное указание Государственной военной коллегии: «Необходимо собрать все наличные силы гарнизона и выставить заслон на Волге, чтобы в случае приближения Пугачева встретить оного вооружено. Как его самого, так и злодейскую с ним толпу переловить и проход за Волгу всемерно воспрепятствовать». По сути, приказ равносилен сталинскому «Ни шагу назад!» Прочитав его, комендант усмехнулся: гарнизон слишком слаб, чтобы противостоять 10тысячной армии Пугачёва. Однако тот появился под стенами Царицына только в конце лета, благодаря чему Цыплетев успел заделать дыры в стенах крепости, поправить защитный вал, стянуть в город силы из соседних населённых пунктов, перевести в город гарнизоны со сторожевой линии. Все

городские предместья, не защищённые стенами, сожгли. Цыплетев вооружил даже царицынских купцов — волонтёров набралось более 300 человек. И в итоге удалось невозможное: защищали город, вместо нескольких сотен, 6 тысяч человек и 73 пушки. Часть орудий установили на крепостных стенах, остальные — на палубах судов и походных лафетах, чтобы была возможность вести перекрёстный огонь.

…А в войске мятежников было уже около 20 тысяч человек. 1 августа пала Пенза, 6 августа – Саратов, где горожане встретили Пугачёва хлебом-солью и молебнами «о здравии императора Петра III» . Комендант Иван Бошняк с отрядом в 60 человек прорвался сквозь ряды восставших и ушёл к Царицыну.

17 августа взята Дубовка: казаки присягнули на верность самозванцу, а войсковой атаман Персидский бежал в Царицын.

Оставив в Дубовке небольшой отряд, Пугачев двинулся на приступ Царицына. Первый бой состоялся недалеко от Мечётки, куда комендант выслал отряд на разведку. Пугачёвцы смяли солдат и 21 августа 1774 года подошли вплотную к стенам крепости.

Самозванец в успехе не сомневался, надеясь, что и здесь гарнизон перейдёт на его сторону.

Место, где сейчас за вокзальным мостом начинается улица Невская, называлось Сибирь-гора. Именно здесь Пугачёв установил пушки: крепость отсюда как на ладони, её можно расстреливать в упор.

Того, что произошло дальше, повстанцы не ожидали. Гарнизон и не подумал сдаваться – солдаты и ополчение стояли насмерть. Мало того: комендант, понимая, что именно эту позицию пугачёвцы выберут для обстрела, сделал всё, чтобы отразить атаку. Ответный залп был страшен. Пушки били по пристрелянным позициям, нанося урон мятежникам: в первые минуты погибли сотни человек. Пугачёв едва удержал армию от бегства. Бой шёл около пяти часов, а потом кто-то закричал, что на подмогу гарнизону движется карательный отряд Михельсона. Понимая, что сражаться на два фронта он не сможет, Пугачёв дал приказ уходить к Чёрному Яру. Дальнейшая судьба Пугачёва всем хорошо известна. Понеся под Царицыным большие потери , он проиграл крупное сражение у Чёрного Яра, и вскоре был окончательно разбит. Его увезли в Москву в клетке.

Зная чиновников, любящих приписывать себе чужие заслуги, комендант решил направить отчёт о сражении не командующему армией, всесильному графу Панину, а лично императрице Екатерине II. Императрица оказалась благодарной: Цыплетеву присвоили чин генерала и пожаловали земли в верховьях Царицы. В этом имении, названном Алексеевкой (ныне посёлок Максима Горького – авт.) в честь сына, он и жил до дня смерти – 21 августа 1797 года.

Памятник И.Е.Цыплетеву, пос.Максима Горького г.Волгограда
Памятник И.Е.Цыплетеву, пос.Максима Горького г.Волгограда

К.Г.Туровский "Очерки по истории и географии Царицынского уезда"(Царицын, 1911): "Заслуги этого человека не оценены по достоинству; ему не только нет памятника в Царицыне, но его имя редко кто знает..."

Но сегодня сия несправедливость исправлена. В 2020 году был установлен памятник легендарному полковнику, который 245 лет назад отстоял Царицын от бунтарей, возглавляемых Емельяном Пугачевым. Теперь об этом событии будет напоминать бронзовая фигура, установленная на улице Лесной. Памятник выполнен из эпоксидной смолы и окрашен под бронзу. Средства на его изготовление и установку выделили местные меценаты. Автор скульптуры - Пётр Солодков. По его словам, фигура Цыплетева — это собирательный образ воевод той эпохи, поскольку портрета легендарного коменданта не сохранилось.