Найти в Дзене
Sunny Blues

Лучшие джазовые саксофонисты всех времён

Оглавление

Саксофон был и остается культовым джазовым инструментом, зачастую оказываясь в руках музыкальных гениев.

Чарли Паркер
Чарли Паркер

Думаю, что если бы Адольф Сакс, бельгийский производитель музыкальных инструментов XIX века, был жив сегодня, он был бы чрезвычайно удивлен и обрадован тем, как инструмент, который он изобрел, а затем в 1846 году запатентовал, стал популярным, универсальным и сыграл решающую роль в определении звучания музыкального стиля под названием джаз, появившегося в 20-м веке.

Его статус как одного из важнейших инструментов жанра не подлежит обсуждению; даже самый беглый взгляд на список лучших джаз-саксофонистов всех времен сразу обнаружит уникальные таланты, которые способствовали развороту музыки в новых и новых направлениях.

В 1894 году Сакс, который изобрел ещё несколько духовых инструментов помимо саксофона, умер в бедности. При его жизни саксофон активно начал использоваться лишь в военных оркестрах, хотя он то надеялся, что это будет новый инструмент, который займёт достойное место в оркестрах классической музыки.

Основа джаза

Музыка военных оркестров стала частью основы джаза, но первых джазменов в первую очередь заинтересовала труба, а не саксофон. Саксофон (тенор и альт) начал играть важную роль в джазовой музыке в эпоху свинга биг-бэндов, когда Джонни Ходжес и Коулман Хокинс стали лучшими джазовыми саксофонистами своей эпохи.

Но наибольшее влияние на джазовую музыку оказал альтист Чарли Паркер. Это было в середине 40-х, когда он представил новую, технически сложную и гармонически прогрессивную форму джаза под названием бибоп. Влияние Паркера стало повсеместным, а его эксперименты помогли изменить курс джаза, превратив его из ресторанно-танцевальной музыки в искусство.

Вслед за Паркером появилось множество виртуозов, ставших символом саксофона 50-х, среди них теноровые тяжеловесы Стэн Гетц, Сонни Роллинз и Джон Колтрейн, которые подняли игру на саксофоне на следующий, ещё более высокий уровень мастерства, параллельно двигая вперед и весь джаз.

И хотя влияние этого тенорового трио и альтиста Паркера невозможно переоценить, и их наследие продолжает формировать повествование о саксофоне в джазе и сегодня, почти 60 лет спустя, тем не менее, за это время появилось множество новых талантливых исполнителей духовых с уникальным звуком, стилем и подходом к своему инструменту.

Саксофон, как и труба, остается культовым инструментом в джазе, который благодаря своим неповторимым музыкальным ассоциациям стал полностью синонимом этого жанра.

Лучшие джазовые саксофонисты всех времён:

10. Джонни Гриффин

Гриффин
Гриффин

Уроженец Чикаго небольшого роста, за своё мастерство игры на тенор-саксофоне получил прозвище Маленький Гигант. Яркий представитель хард-бопа, Джонни Гриффин начал свою сольную карьеру у себя на родине в 50-х годах, но в конце концов переехал в Европу. Он был бесстрашным импровизатором с очень живым и немного вальяжным звучанием.

9.Хэнк Мобли

Хэнк Мобли
Хэнк Мобли

Хэнк родился в Джорджии, а музыкально развивался в Нью-Джерси, Он попал в поле зрения поклонников джаза в начале 50-х годов, будучи участником группы The Jazz Messengers, а затем начал сольную карьеру и выпустил 25 альбомов на Blue Note. Менее агрессивный, чем Колтрейн или Сонни Роллинз, не такой гладкий и пушистый, как Стэн Гетц, Мобли с его звучным, округлым тоном получил титул чемпиона тенор-саксофона в среднем весе.

8: Арт Пеппер

Арт Пеппер
Арт Пеппер

Восхождение Пеппера, ярчайшей звезды послевоенной джазовой сцены Западного побережья США, началось с его выступлений в группах Стэна Кентона. Как и у многих джазовых музыкантов 50-х годов, в том числе многих лучших джазовых саксофонистов своего времени, карьера Пеппера была омрачена наркотической зависимостью. Но даже несколько тюремных заключений не смогли испортить лирическую красоту его очень индивидуального звучания альт-саксофона, уходящего корнями в бибоп.

7. Коулман Хокинс

 Коулман Хокинс
Коулман Хокинс

Этот тенор-саксофонист из Миссури по прозвищу Бин или Ястреб сыграл решающую роль в развитии саксофона как жизнеспособного сольного инструмента. Запись1939 года Body And Soul с развёрнутым соло, сымпровизированным вокруг основной мелодии песни, изменила правила игры, открыв настежь двери для таких музыкантов, как Чарли Паркер. Примечательно, что хотя Хокинс много солировал в биг-бэндах, игравших колдовый свинг, с середины 40-х годов он плавно перебрался в бибоп. Звук его сакса был огромным, хриплым и мясным...

6.Лестер Янг

Лестер Янг
Лестер Янг

Хипстер из Вудвилля, штат Миссисипи, говорил на своем собственном «джазовом языке» и приобрел известность в эпоху свинга 30-х годов, играя с Каунтом Бэйси и Флетчером Хендерсоном. Очень мягкий спокойный звук его сакса и воздушный, плавный стиль импровизации оказали огромное влияние на последовавших за ним теноровых исполнителей, в том числе Стэна Гетца, Зута Симса и Эла Кона.

5. Декстер Гордон

Декстер Гордон
Декстер Гордон

Сын калифорнийского врача по прозвищу Long Tall Dexter, два сантиметра недобравший до двух метров, стал первым знаменитым тенор-саксофонистом в бибопе, начав свою карьеру в 40-х годах. И хотя он свинговал с большим апломбом, наиболее сильной стороной Гордона были баллады, которым он придавал необычный пронзительный лиризм благодаря богатому эмоциональному звучанию своего медного тенора.

4. Стэн Гетц

Стэн Гетц
Стэн Гетц

В 50-х Гетц стал выдающимся тенор-саксофонистом школы Западного побережья США, хотя родился он в Филадельфии. Завлекающий, лирический саунд его саксофона в сочетании с бархатным, гладким, непринужденным стилем импровизации а-ля Лестер Янг подарили ему прозвище The Sound.

В высшей степени разносторонний музыкант, Гетц играл боп, босса-нову (которой он помог стать популярной в США - в первую очередь, своим альбомом Getz / Gilberto) и фьюжн, а также много играл на пластинках поп-звезд своего времени.

3. Сонни Роллинз

 Сонни
Сонни

Роллинз, родившийся в 1930-м, последний ныне живущий великий саксофонист золотого века джаза. Урожденный Уолтер Теодор Роллинз из Нью-Йорка, он начал свою карьеру в 50-х годах, и его мощная подача в сочетании с даром мелодичной импровизации принесли ему прозвище Saxophone Colossus.

2. Джон Колтрейн

Джон Колтрейн
Джон Колтрейн

Колтрейн начисто переписал правила игры на теноровом саксофоне, а также помог популяризировать сопрано-саксофон. Он начал как блюзовый исполнитель, а в результате он стал самым значительным джазовым саксофонистом после Чарли Паркера. Колтрейн прославился в составе группы Майлза Дэйвиса в середине-конце 50-х годов, параллельно занимаясь сольной карьерой, в результате которой, в конечном итоге, записал A Love Supreme, один из самых знаковых джазовых альбомов всех времен. Его витиеватый, эксцентричный стиль назвали «sheets of sound». Музыка Колтрейна постоянно развивалась и прогрессировала от хард-бопа до модального джаза и авангарда.

1. Чарли Паркер

Чарли Паркер
Чарли Паркер

Первое место в списке лучших джазовых саксофонистов всех времен безоговорочно принадлежит человеку, которого поклонники прозвали Bird (Птица).

Прожив всего 34 года, этот альтист из Канзас-Сити стал одним из главных архитекторов послевоенной джазовой революции, известной как бибоп, который появился в Нью-Йорке в середине 40-х годов и определил траекторию развития жанра вперед на многие годы.

Богатая палитра стиля и потрясающая техника Паркера, сочетающие в себе плавность мелодии с хроматической и гармонической изобретательностью, оказали огромное влияние на все последующие поколения духовиков. И хотя он умер более шести десятилетий назад, ни один саксофонист с тех пор не затмил его по значимости.

Подписаться!

Читать также: