Как известно, историю пишут победители. Именно они объясняют нам, что плохо, а что хорошо; кто добрый молодец, а кто идолище поганое; кто казак, а кто разбойник. Если бы в 1940-х годах победу в войне одержала гитлеровская Германия, мы бы думали, что Адольф-то большой молодец. Если бы от нас, конечно, что-то осталось.
Иудаизм с его очень строгим монотеизмом весьма негативно относился к почитанию других богов, а его адепты всегда смотрели на них, аки Ленин на буржуазию. Тем не менее, еврейские священные писания сохранили информацию о том, что дети Сиона за всю свою долгую историю поклонялись не только единому б-гу Яхве.
Предыстория евреев очень велика, а их история начинается с того, как Моисей вывел народ из Египта. На горе Синай был заключен завет с Иеговой, что теперь израильтяне будут служить только ему одному. Но даже там, в походном стане, было куча людей, которые приветствовали изготовление золотого тельца и поклонились идолу, когда пророк отсутствовал.
После завоевания Ханаана получили распространение местные культы, среди которых главным был общий бог западных семитов Ваал. Когда раскололось единое царство Давида и Соломона, причиной его раздела в большой степени были религиозные мотивы. В Северном Израиле утвердился политеизм, в верной заветам южной Иудее почитали преимущественно Яхве.
Ситуацию пытался разрулить пророк Илия, который победил в религиозном диспуте жрецов Ваала и многих из них отправил на тот свет. Но после его ухода из жизни служение ханаанским идолам возобновилось, и в Израиле вновь распространилось многобожие.
Так как же и почему евреи отказались от политеизма?
Дети Сиона отделились от других западных семитов примерно 4 тысячи лет назад. Именно в то время жил Авраам, который считается предком арабов и евреев. В ту эпоху каждый клан имел своих родовых богов, среди которых Ваал считался самым могущественным. Ханаанеи полагали его владыкой мира, защитником человечества, добрым повелителем, который приносит земле плодородие.
Эль (в Библии – Элохим), которого позже назовут Яхве, евреям тогда уже был знаком. Судя по всему, его карьера повелителя вселенной начиналась со статуса бога огня и металла. Ему поклонялись на юге Израиля, где располагались залежи меди и железа. По сути, это был аналог римского Вулкана и греческого Гефеста. Только у его жрецов было завышенное самомнение, которое отчасти было вызвано пониманием, что оружие – оно нужно всем.
Три с лишним тысячелетия назад на Ближний Восток мигрировали народы моря, которые разрушили кучу прибрежных городов. Ханаанейский царь небесный удар выдержал, но у него появились соперники. Примерно в это время Моисей вывел свой народ из Египта, а его преемник начал завоевание Земли обетованной. В это время на небесах установилось двоевластие. Общесемитский Ваал был примерно равен по своему влиянию чисто еврейскому Элю.
Постепенно Яхве приобретал все большую силу. В священных писаниях тех времен частично отражен этот долговременный процесс. Евреям запрещено вступать в браки с ханаанеями, им нельзя делать татуировки, чтобы отличаться от них внешне, а Ваала начинают изображать существом, пожирающим младенцев. После исчезновения с лица земли Северного Израильского царства Иудея, последний осколок еврейского мира, стала условно монотеистичной: существование других божеств не отрицалось, но поклонение им было делом нехорошим.
Во время вавилонского плена иудаизм пережил сильную трансформацию. Ликвидация государства, изгнание большей части народа и разрушение Иерусалимского храма стали сильным ударом для правящего класса, который теперь молился, постился, слушал радио «Радонеж». Когда евреи были отпущены домой, они уже верили только в одного Иегову. В это время книжники уже сильно стыдились собственного прошлого и священные писания стали полны проклятий в адрес Ваала и его последователей.
Тем не менее, в античную эпоху старая вера еще сохранялась, ведь у нее был могущественный союзник – империя Карфагена. Каждый год карфагеняне отправляли корабль на свою родину и приносили Ваалу богатые подношения. Но когда римляне устранили оплот этого культа, у него осталось мало влиятельных последователей.
Окончательно его добило то, что ханаанеи не стремились записывать свои духовные практики. Поскольку иудаизм давно стал писанной религией, он легко пережил изгнание, разрушение храма и прочие неурядицы. Люди книги могут быть в любом месте, люди храма привязаны к зданию. Нет здания – нет Ваала.