Время идет, роль учителя меняется. Еще недавно это был гуру, он изрекал непререкаемые истины, а дети ему внимали — выбора у них не было. Сейчас он появился.
Яндекс.Учебник поговорил с экспертами о том, чего социум ждет от учителя.
В беседе участвовали:
- доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией МГПУ, руководитель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» Татьяна Ковалёва;
- методист кафедры словесности Хорошколы, преподаватель Дипломной программы международного бакалавриата Инна Торботряс.
Учитель перестал быть носителем абсолютной истины. У него появились конкуренты — онлайн-курсы и информационные сайты.
Татьяна Ковалёва:
Меняются потребности человека и задачи обучения. Любые данные всегда под рукой, и акцент переходит от заучивания к формированию основных навыков современного человека — приспособления к новым условиям и работы с информацией.
Классно-урочная система обучения появилась более 400 лет назад, когда её обосновал и продвигал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский.
Инна Торботряс:
Классно-урочная система обучения для своего времени была прогрессивной. Стоит учитель, стоят парты, ученики смотрят на педагога. Всё направлено на то, чтобы учитель изложил материал, а дети за ним повторили. Когда один ученик отвечает у доски, остальные должны замерать и слушать. Сегодня это не работает.
Образование становится более гибким, людям интересно создавать свои индивидуальные образовательные маршруты. Появляются новые подходы — например, экосистемный. Так, в Европе нет отдельных предметов — химии, физики, биологии и географии, есть премет Science.
Инна Торботряс:
Содержание образования во многом досталось нам от советской школы,. Например, в русском языке стояла задача научить грамотному письму. В новой ситуации десять лет учить грамотному письму, наверное, слишком большая трата времени.
Из школы ученик должен выйти с научной картиной мира, поэтому в чём-то содержание образования изменится, а в чём-то останется прежним. Знакомство с научной системой как раз и будет формировать системное мышление.
Роль учителя
Эксперт. Учитель может быть экспертом, но не тем, кто высказывает абсолютную истину. Он подбирает задания для ученика, а потом, когда ребёнок пройдёт свой путь сам, дает обратную связь. Учитель объясняет ученику, где его ошибки и где точки роста. Он не над учениками, а рядом с ними.
Наставник. Педагог объясняет ученикам, как работать с информацией, как найти первичный источник, как отличить факт от фейка, как научиться пользоваться справочником и применять знания.
Организатор горизонтальной коммуникации. Ученикам нужно учиться общаться, высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и учитывать разные мнения. Поэтому педагогу важно выстраивать горизонтальную коммуникацию между учениками.
Создатель учебного контента. Такой контент должен быть ориентирован на отдельных учеников или группы детей.
Дизайнер образовательного процесса. Педагогический дизайн — это процесс создания среды для эффективной учёбы. Учитель помогает определить потребности учеников, образовательные цели, навыки и знания и в соответствии с этим выстраивает учебный процесс.
Тьютор и "навигатор". Учитель создаёт помогает спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
#современный учитель #школа #образовательный процесс