Кинокритик Николай Гостюхин про новый фильм Гая Ричи, в котором британский режиссер наконец мифологизировал своего любимого Джейсона Стэйтема и снял кристально чистый боевик без претензий на морализаторство.
Фильмы со Стэйтемом давно превратились в своеобразный квази-жанр со своими законами и несложной драматургией. Названия их незатейливы, а сюжеты не отличаются оригинальностью. Не стоит ждать сюрпризов и на этот раз. «Гнев человеческий» — история о мафиозном боссе-отце, суровом, но справедливом, который устраивается работать инкассатором, чтобы найти убийц своего сына. Скажу сразу, что фильм точно оставит в недоумении поклонников творчества Ричи и почти наверняка оправдает ожидания фанатов Стэйтема.
В причинах, побудивших режиссера, до этого беззастенчиво заигрывать с формой и содержаниями, можно разбираться долго и упорно, но вряд ли у кого-то кроме него есть адекватный ответ на вопрос, чем же конкретно его заинтересовал «Инкассатор» Николя Бухрифа (прим. автора — «Гнев человеческий» является его ремейком). Хотя возможно причина эта также очевидна, как и мотивация главного героя. И имя этой причине Джейсон Стэйтем.
При всей плоскости его кинокарьерного пути нельзя не отметить, что он жемчужина этого фильма. Ричи очищает его персонажа от эмоций и привязанностей, оставляя только жажду мести и заполняющее экран чувство справедливости. Достаточно посмотреть на сцену после секса с коллегой Эйча (прим. автора — персонаж Стэйтема). Кроме того, своей кристальной драматургической чистотой (или даже простотой) фильм явно кивает в сторону ставшей классикой «Жажде смерти» Майкла Уиннера.
Вся эта сюжетная недвусмысленность помогает Ричи мифологизировать его старого приятеля, с которым они в последний раз встречались на съемках «Револьвера». Чтобы убедиться в том, что Стэйтем здесь своего рода аватар Ричи достаточно посмотреть на то, с какой любовью режиссер одевает актера в свои любимые свитера и твидовые костюмы (знакомые зрителю еще с «Джентльменов»), а в редких сценах перестрелок уверенно конструирует миф о неуязвимости героя и неотвратимости наказания. В чем же миф спросите вы, да в том, что никто до этого не уделял так много времени обыденности, с которой мог бы столкнуться герой Стэйтема в любом из его предыдущих боевиков. Здесь же он почти все время молчит, ведет свои мафиозные дела, работает инскассатором и находится в томительном ожидании, когда банда грабителей, убивших его сына повторит свое нападение.
И если сам Ричи получает огромное эстетическое удовольствие просто переставляя фигуру Стэйтема, как персонажа в игре Sims, в разные декорации, то к подбору остальных персонажей есть большие вопросы. Например, два безумно талантливых актера, Джош Хартнетт и Скотт Иствуд, играют в фильме абсолютно проходные роли.
С другой стороны, авторы явно понимали, чем завлекать зрителя в кинотеатры. «Гнев» почти дословно следует букве первоисточника. И в том и в другом фильме авторы с почти хирургической точностью препарируют зрителя, который вместе с главным героем живет томительным ожиданием финала с ограблением инкассаторской базы. Но будем честны, никакой экшен или имя режиссера не отменят того факта, что не будь сейчас пандемии, фильм бы идеально смотрелся в качестве эксклюзива одной из стриминговых платформ.
Так что эта история о мести, красиво рассказанная и фиксирующая в качестве кинематографического мифа фигуру универсального героя, с которым уже точно успел срастись Джейсон Стэйтем, не спасает сам фильм от пустоты и банальной прямолинейности. При этом хоть режиссер и оставляет в своей картине ветхозаветные отсылки, а заставка отдает несостоявшейся серией бондианы (прим. автора — Гай Ричи когда-то вел переговоры с Барбарой Брокколи о съемках одной из частей бондианы), любые попытки поиска аллюзий и скрытых смыслов здесь почему-то кажутся притянутыми и наивными. Хотя возможно в этом и был замысел авторов — показать зрителю, что справедливость, как и зло банальны.