Что такое презумпция атеизма? Как она работает? Почему она не теряет своей актуальности в спорах о существовании Бога?
Один из знаменитых атеистов 20 века философ Энтони Флай в 1972 году написал не менее знаменитую статью в Канадском философском журнале "Презумпция атеизма".
В этой статье Флай пишет, что в вопросах о существовании Бога бремя доказательства должно лежать на верующих, а не атеистах. То есть атеистам нет смысла доказывать несуществование Бога, потому что еще никто из верующих теистов не доказал его существование:
"То, что я хочу рассмотреть, - это утверждение, что дебаты о существовании Бога должны начинаться с презумпции атеизма, что бремя доказательства должно лежать на теисте. Однако слово "атеизм" в этом споре должно быть истолковано иным образом. В то время как в наши дни обычное значение слова "атеист" в английском языке - "тот, кто утверждает, что нет такого существа, как Бог", я хочу, чтобы это слово понималось не утвердительно, а отрицательно. То есть в этой интерпретации атеистом становится не тот, кто утверждает несуществование Бога, а тот, кто просто не является верующим в Бога".
Данная "презумпция" повторяет известное правило из римского права и является философско-религиозным аналогом презумпции невиновности в судопроизводстве:
"Доказывание лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает, на отрицающем нет обязанности доказывать".
Презумпция атеизма подразумевает ситуацию, когда спор о существовании Бога должен начинаться с принятия установки неверия в Бога. И только затем верующие должны доказывать, что Бог есть.
Это может показаться очевидным, но в середине 20 века действительно существовала такая проблема, потому что для многих людей знание о существовании Бога было априорным, самоочевидным, не требующим доказательств.
Презумпция атеизма стала основой для новой волны атеизма в начале 21 века. Сегодня не существует безупречных аргументов в пользу бытия Бога, они все имеют серьезные изъяны, а благодаря презумпции атеизма в академическом сообществе идея бытия Бога остается несостоятельной.
Критика презумпции атеизма
Но с презумпцией атеизма не все так просто. Вокруг этой идеи ведутся долгие споры. Тем более сам Энтони Флай под конец жизни перестал быть атеистом, он поверил в существование Бога, но не как верующий христианин, а как деист. Деизм - это представление, что у мира есть творец, но этот творец больше никакой роли в мире не играет.
Одним из критиков презумпции атеизма стал аналитический философ Энтони Кенни, который сказал, что не должно быть никакой презумпции атеизма или теизма, но должна быть презумпция агностицизма.
Философ-атеист Кай Нильсон полагал, что концепция бытия Бога у теистов и концепция небытия Бога у атеистов в равной степени могут быть рационально обоснованы, поэтому нет смысла принимать какую-то презумпцию атеизма.
Аналитический христианский философ Элвин Плантинга утверждает, что презумпция атеизма равносильна презумпции теизма, потому что у некоторых верующих людей есть "чувство божественного", которое априори дает им представление, что Бог есть.
На мой взгляд наиболее адекватной позицией является критика Энтони Кенни. А что думаете Вы?
Статьи по теме: Как Дилемма Евтифрона делает Бога ненужным
Как "Чайник Рассела" опровергает доказательства бытия Бога