Последние достижения науки в области антропологии, генной инженерии, этиологии, нейропсихологии и глобальные изменения в экономической системе общества, представляют нам тему лидерства в другом качестве.
Существуют три основных источника из которых общество получает лидеров.
Во-первых, это естественные лидеры, которые обязаны своим лидерским поведение генетической предрасположенностью, либо преодолению определенных жизненных ситуаций и психологических травм. Отличительная черта такого лидера- харизма от рождения и хорошо развитый природный инстинкт. Такие лидеры часто без соответствующего образования, демонстрируют чудеса созидания и руководят крупными корпорациями.
Во-вторых, это лидеры выпущенных из социальных образовательных программ по подготовке лидеров. Обучение исходит из того, что человек действует логически, в соответствии с моделями мотивации и способен управлять своей волей и достигать рационально поставленных целей. Однако сегодня эта точка зрения ставиться под сомнение ведущими экономистами и их внимание обращается к бессознательным процессам деятельности человека.
Третий источник лидеров для общества-национальные элиты. Такие люди имеют «социальный мандат» от общества в связи с их прошлыми заслугами или заслугами их родственников.
У последних двух групп может отсутствовать интуиция, а также составные части харизмы, что определяет особое отношение к ним подчиненных и вызывает необходимость работы внешнего консультанта, для развития определенных черт личности.
Но для всех трех групп лидеров важен вопрос коммуникации с внешним миром.
Одной из причин низкой эффективности руководителей, является низкий уровень осознанности своих действий. Некорректно измерять уровень осознанности, но специалисты говорят, что доля сознательного в поведении человека составляет 15%.
Существуют различные способы повышения уровня осознанности, один из которых разделение труда и узкая специализация. Это позволяет глубоко погружаться в процесс и суть производственных проблем.
Я согласно с большинством специалистов по подготовке управленческих кадров, с тем, что на сегодняшний день должна быть изменена парадигма обучения управленческих кадров. Современные управленцы, должны уметь выстраивать коммуникации, как с владельцами бизнеса, так и с подчиненными. Знать о том, как какие психические процессы стоят за коммуникациями. Какая идеальная модель коммуникации между всеми участниками процесса и как именно ее выстроить на всех уровнях.
Современное общество вступает в новый период развития, когда успех лидеров и организаций зависит от уровня эмоционального развития лидера.
Разные компании предъявляют различные требования к своим управленцам, эти требования зависят от владельцев бизнеса и внешнего мира. Но одним из главных требований является-адекватное восприятие реальности и адекватное реагирование. При это необходима лояльности и вовлеченность. Но проявление этих черт характера зависит от особенностей психики человека, от личности и способности само рефлексии. Именно психологическая зрелость, позволяет решать сложные производственные задачи, адаптирует личную культуру под корпоративные требования и становиться при этом равноправной частью коллектива.
Для успешного руководства всегда было важным умение и возможность осуществлять процесс рефлексии.
А вокруг вас много руководителей умеющих рефлексировать?