Найти в Дзене
Волжский химик

Евгений Ямбург: «Главная компетенция учителя – учиться самому»

Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования. За его плечами более сорока лет в педагогике и тысячи выпускников. Второго апреля расставить правильные акценты в воспитании детей тольяттинцам помогал новый гость интеллектуального клуба «Химия слова» – директор московской школы №109 Евгений Ямбург.

«Химия слова» – проект богатый на имена маститых профессионалов, слушать которых приятно, интересно и чрезвычайно познавательно. Евгения Ямбурга в Тольятти ждали давно – особенно многодетные родители и его коллеги-учителя.

– В этом сезоне наш лекторий стал разнообразнее. Мы очень рады видеть в Тольятти именитого московского педагога, который поможет разобраться тольяттинцам в вопросах воспитания детей. Тема педагогики и правильных взаимоотношений родителей, школьников и учителей актуальна всегда, и сегодняшняя лекция поможет взрослым коммуницировать с подрастающим поколением, – отметила Юлия Петренко – заместитель генерального директора, директор по связям с общественностью Тольяттиазота и создатель интеллектуального клуба.

Сам Евгений Ямбург признался – в наш город приехал с удовольствием. Особенно лектору понравилось название проекта – «Химия слова»:

– Необыкновенная метафора, которая очень мне близка – я сам окончил химическую спецшколу.

Юным взглядом

Дети сейчас читают книги совершенно другим взглядом – всё, что у нас, взрослых, не вызывало вопросов, современные школьники рассматривают под другим углом. Лектор привёл пример из личного педагогического опыта, когда ученица задала ему вопрос: «Была ли Анна Каренина наркоманкой?». Девочку можно понять, говорит Ямбург. Ведь получается, что при рассмотрении романа Толстого под таким ракурсом меняется вся концепция произведения: женщина просто была наркоманкой и попала под поезд. Но дело в том, что в XIX веке очистка морфия, который выписывали как успокоительное, была другой, и привыкания не наступало. Не была Анна Каренина наркоманкой, ответил директор школы №109 одиннадцатикласснице.

Современные дети – не такие как два или три поколения назад, они даже не такие, как предыдущее поколение. На многие вещи они смотрят по-новому, имеют свою позицию, часто отличающуюся от той, что была у их предшественников, и читают знакомые нам всем произведения «другими глазами». И это нормально, говорит Ямбург:

– Бояться этого не нужно. Просто надо осознать, что ребята очень здорово изменились. А у старших паника – их дети и внуки совершенно другие, не такие, какими были они сами в детстве и юности. Отсюда желание форматировать детей по своему образу и подобию. Но государство, общество и школы постоянно меняются, наша жизнь сегодня абсолютно не та, которой ещё, казалось бы, недавно все жили. Меняются и люди, которые должны двигаться в будущее. Так зачем же мы хотим, чтобы клоны людей из прошлого жили в современном, технологичном будущем?

Автор продемонстрировал на экране один из мультфильмов Гарри Бардина – советского и российского художника-мультипликатора и режиссёра, в жанре пластилиновой и кукольной мультипликации. С шорами на глазах стройной колонной по четыре человека – пластилиновые человечки идут в неизвестном направлении, видимо «к светлому будущему». Из серой массы постепенно выбиваются двое и пытаются свернуть на обочину, где пышным цветом растут трава и цветы. Но вскоре «система» снова приковывает их кандалами и возвращает обратно в строй. В итоге им всё-таки удаётся вырваться, но остальные человечки продолжают свой тягостный путь по своей же воле. Главная мысль короткометражки, по мнению Ямбурга: не нужно стараться делать из личностей серую массу. Это сплошь и рядом встречается в педагогике, подчёркивает заслуженный учитель:

– Часто бывает, что директор борется с учеником, у которого покрашены волосы в другой цвет. Мне всё равно, какого цвета волосы у моих учеников. Главное, что в головах. На ровном месте мы, учителя, часто ищем конфликты и проигрываем никому не нужные войны, которых можно было избежать. Когда я только начинал работать, в моде были длинные волосы, «как у битлов», директора с порога отправляли учеников в парикмахерские и не давали заходить в школу, девочек заставляли вынимать серёжки из ушей. Все эти попытки стандартизировать детей только отталкивают их от педагогов.

Лектор считает, что стихотворение поэта Владимира Корнилова «Перемены» относится и к неразумным переменам в образовании.

Считали: всё дело в строе,

И переменили строй,

И стали беднее втрое

И злее, само собой.

Считали: всё дело в цели,

И хоть изменили цель,

Она, как была доселе, –

За тридевятью земель.

Считали: всё дело в средствах,

Когда же дошли до средств,

Прибавилось повсеместно

Мошенничества и зверств.

Меняли шило на мыло

И собственность на права,

А необходимо было

Себя поменять сперва.

Начинать учиться нужно самому и прежде всего учиться терпимости к другим, отметил Ямбург. Современных технологий не надо бояться, они могут и должны быть в помощь современным учителям в обучении себя и учеников.

Пироги моей бабушки

Всем известна школьная традиция – в день рождения ребёнка приносить сладости, чтобы угостить одноклассников. «Из-за этого у детей на всю жизнь остаётся ощущение, что день рождения – это поесть и выпить», считает лектор:

– Чтобы этого не было – мы, в школе №109 города Москвы, где я работаю директором, создали проект под названием «Пироги моей бабушки». Дома дети с родителями должны приготовить национальное блюдо. Сделать его нужно обязательно своими руками – это очень полезно, развивает мелкую моторику, если это, например, кулинарное изделие из теста. Если бабушка татарка – готовить нужно чак-чак, если сибирячка – то пельмени. Но это ещё не всё – ребёнку нужно снять специальное видео, где он подробно расскажет о представленном им блюде.

Такие задания тренируют речь, учат держаться в кадре, прокачивают навыки, которые пригодятся ребёнку в современном мире, считает Ямбург. Кроме того, при выполнении таких заданий формируется преемственность поколений – родители и дети вместе готовят и проводят время.

Евгений Ямбург напоминает: если вы хотите, чтобы дети усваивали информацию быстро и запоминали надолго, лучшая методика для этого – игра. Можно дать задание на усвоение материала, а можно сделать про это мультфильм. Конечно, здесь должны помогать родители – собрать материал, смонтировать видеоролик и помочь с творческими идеями. Такой труд не только сближает членов семьи, но и делает обучение легче и интереснее, отметил педагог.

Лектор дал простой, но действенный совет всем родителям, которые не знают, как оторвать своих детей от компьютеров и гаджетов. Уберечь детей от социальных сетей, чрезмерного потребления различной информации и прочей интернет зависимости можно только собственным вниманием к ним. Читать своим отпрыскам родители должны не только в раннем детстве, но и в более старшие, подростковые годы. Беседы на самые разнообразные темы, домашний театр, где за самодельной ширмой, с помощью тряпичных кукол члены семьи разыгрывают сюжеты – всё это делает узы любви и понимания между родителями и детьми крепче, а психику сильнее и устойчивее перед угрозами, которые может нести в себе интернет, например, социальные сети с призывами к суициду.

Исцеляющая сила творчества

Всё можно преодолеть с помощью творчества. Даже при серьёзных диагнозах лечение для ребёнка становится проще и эффективнее, когда он, да и взрослый человек, начинает петь, рисовать, снимать и монтировать видеоклипы – творчество может быть разным, в зависимости от талантов и наклонностей.

Именитый педагог рассказал и показал на экране две трогательные видеоработы своих воспитанниц – Лизы Петуховой и Кати Терентьевой. Девочки старались преодолевать онкологию с помощью творчества. Лизе это удалось. Болезнь оказалась сильнее Кати, но бороться за жизнь ей было легче, когда она занималась проектной деятельностью на компьютере.

Простые истины

Лектор затронул тему патриотизма и отношения детей и подростков к фашизму. Сейчас в семьях принято либо не говорить на эту тему вообще, либо говорить об этом, не углубляясь, и только в преддверии 9 Мая. Это ведёт к необратимым последствиям, если так пойдёт и дальше, то через пару поколений люди в нашей стране уже не будут знать о Великой Отечественной войне почти ничего. Людям старшего поколения утверждение о том, что фашизм – это зло, кажется простой истиной. Но если сейчас они не будут рассказывать о причинах, уроках и последствиях той войны своим детям, то скоро простые истины из жизни родителей будут казаться нашим молодому поколению странными, а то и неправдоподобными. Это может привести к самым драматичным последствиям от потери русской исторической памяти до повторения политического сценария сороковых годов прошлого века, только в современных реалиях и обстоятельствах.

Публика провожала лектора аплодисментами. Наталья Городилова, мама двоих детей, лекции ждала с нетерпением:

– Встреча с человеком такой величины – счастье. Очень благодарна Тольяттиазоту за то, что они привезли этого необыкновенного человека в наш город. Сегодня я получила новые ориентиры и вдохновение, чтобы внести новые штрихи в воспитание и прокачать себя как родителя.

Александра Верестова воспитывает четырёх детей. На лекцию шла за советами и новыми знаниями:

– Конечно, многое из услышанного сегодня я знала. Но когда информацию подтверждает специалист такого уровня, она внушает доверие. Большое спасибо лекторию «Химия слова» за такого гостя.

Татьяна Диулина для "Волжского химика"