Найти тему

Что делается, всë к лучшему

Что делается, всë к лучшему.

Так говорила моя бабушка, в честь которой я назвала дочь.

Эта удивительная женщина пережила страшную войну с маленьким ребëнком на руках - моей мамой (родилась в январе 1942 года). Несколько лет им приходилось перебираться с места на место просто чтобы выжить. Моя мама сидела туго привязанная платком к спине своей мамы. Отвязывали еë только чтобы покормить и другие важные дела сделать. Так и получилось, что ходить она начала только в три года.

Было, что они вместе с ещë несколькими женщинами двое суток прятались от фашистов в полузамëрзшем болоте, стоя по колено в воде.

Был голод, страшный голод, когда моя мама смотрела на девочку, евшую макуху - выжимки от изготовления подсолнечного масла - вместе со шкурками и кусочками подсолнечных шляпок и думала, что если бы были силы, отобрала бы и съела сама. Она потом всю жизнь любила эту штуку. Рыбаки иногда прикармливают ею рыбу, покупая в специализированных магазинах. Мама брала кусочек и откусывала по чуть чуть, как самое изысканное лакомство.

Бабушка прошла через весь этот ужас и пронесла сквозь него маму.А как иначе, ведь дед, мамин отец, писал с фронта: "Ксеня, береги дочь, у меня никого не осталось, кроме вас!"... Это было его последнее письмо. После пришел только страшный маленький конвертик. "Пропал без вести" - гласило его содержимое. Пропал, не погиб! И бабушка всю жизнь его ждала. Еë звали замуж. "Я не вдова, я мужняя жена!" - отвечала она и ждала. И растила маму в голодные послевоенные годы, тяжело работая на свиноферме. И утверждала, что всë, что делается, всë к лучшему.

И сейчас, когда становится трудно, когда захлëстывает отчаяние, хочется всë бросить и бежать, бежать, куда глаза глядят, только подальше от проблем, я вспоминаю бабушку. Она была со мной всего шесть лет, но тогда, в детстве это казалось целой жизнью. И она успела научить меня жить сквозь беды, не концентрируясь на них, а веря, что как бы ни было плохо сейчас, всë равно всë - к лучшему...

Я с бабушкой
Я с бабушкой