Найти тему
Яндекс Учебник

Не хочет учиться? Разбираемся с учебной мотивацией

Учебная мотивация у школьников может снижаться или даже пропадать, и тогда обучение становится неэффективным. В такие моменты задача педагога и родителей — поддержать ребёнка. Но как заметить отсутствие учебной мотивации?

Рассказывает нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова.

Желание учиться зависит от:

  • познавательных мотивов — желания разобраться, как устроен мир, овладеть новыми умениями, освоить профессию;
  • социальных мотивов  — стремления заслужить похвалу и одобрение.

Познавательные мотивы заложены «внутри» учебной деятельности, а социальные можно считать внешними по отношению к ней.

Внутренние мотивы

Важно, чтобы у школьников в первую очередь формировались внутренние мотивы. При внутренней мотивации учеба представляет для ребёнка интерес и ценность, доставляет удовольствие, сопровождается переживаниями потока, увлечённостью процессом. Исследования показывают, что внутренняя мотивация связана с решением творческих задач, когнитивной гибкостью, является предиктором более эффективных учебных стратегий, настойчивости, продуктивных копинг-стратегий для борьбы со стрессом, а также академических достижений и психологического благополучия.

Социальные мотивы

Их можно использовать для того, чтобы поддерживать учебную мотивацию, если внутренних мотивов маловато. Например, организуя на уроке игры, показывая связь с повседневной жизнью или обещая то или иное поощрение за учебные достижения.

Симптомы отсутствия мотивации к учебе

У отсутствия учебной мотивации есть симптомы:

  • у ребёнка снижаются оценки, и длится это месяц или дольше;
  • ребёнок не делает домашнее задание вовсе, делает его с неохотой или слишком долго — по несколько часов;
  • он не хочет идти в школу, прогуливает уроки, опаздывает;
  • на уроке он становится пассивным;
  • говорит, что учёба ему не нужна;
  • злится или грустит. Свой школьный день он описывает негативно.

Карта мотивов

Можно нарисовать условную карту учебных мотивов каждого ребенка. Она поможет подобрать те виды активности, которые поднимут учебную мотивацию ребёнка.

Существуют разные методики диагностики учебной мотивации учеников отдельно для начальной школы и для средних и старших классов.

Методики диагностики учебной мотивации в начальной школе

1. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К, Маркова).

Эту методику можно давать всему классу, чтобы узнать структуру мотивации учеников, определить детей, мотивированных на учёбу, и учеников, у которых есть сложности.

Для каждого ученика нужно подготовить восемь карточек с утверждениями. Первые четыре утверждения из списка соответствуют познавательным мотивам, последние четыре — социальным.

  • Я учусь для того, чтобы все знать.
  • Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
  • Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
  • Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
  • Я учусь, чтобы быть полезным людям.
  • Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.
  • Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.
  • Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Из этих карточек ученику нужно составить "лесенку": выбрать карточку с самой главной для него причиной и сделать её первой, самой верхней ступенькой (наклеить на лист бумаги, если вы проводите диагностику школьной мотивации со всем классом), чуть ниже положить вторую с менее важной причиной и так далее.

Вам нужно проанализировать, какие мотивы занимают первые четыре места.

Гармоничное сочетание — два социальных мотива и два познавательных. Три или четыре мотива одного типа говорят о том, какой мотив обучения доминирует.

Если в первую четверку попадает от двух до четырёх познавательных мотивов, то это хорошая основа учебной мотивации. Если же в первой четвёрке преобладают социальные мотивы, нужно обратить внимание на успехи ученика и заняться развитием внутренней учебной мотивации.

2. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой)

Ее лучше использовать индивидуально. Она подходит для учеников, которые не интересуются учёбой и плохо учатся.

Диагностику проводят в три этапа. На первом этапе ученику дают карточки с утверждениями и предлагают выбрать все карточки с мотивами, которые важны для обучения. На втором этапе из всех карточек нужно выбрать семь самых важных, а на третьем — три.

Вот список утверждений:

  • Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  • Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  • Хочу окончить школу и учиться дальше.
  • Хочу быть культурным и развитым человеком.
  • Хочу получать хорошие отметки.
  • Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  • Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  • Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  • Хочу быть лучшим учеником в классе.
  • Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  • Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  • Не хочу получать плохие отметки.
  • Люблю узнавать новое.
  • Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  • Люблю думать, рассуждать на уроке.
  • Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  • Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  • Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  • Люблю решать задачи разными способами.
  • Люблю все новое и необычное.
  • Хочу учиться только на «4» и «5».
  • Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ваша задача — заметить, карточки с какими мотивами ученик выбрал два или три раза, и на основе списка мотивов сделать вывод о том, чем ребёнок руководствуется во время обучения. Суждения, которые школьник выбрал только один раз, считаются случайным выбором.

В итоге у вас появится «карта мотивов» конкретного ученика. За счёт актуальных для него мотивов вам будет проще поддержать его познавательную учебную мотивацию и подсветить те аспекты учебы, которые для него важны.

Методики диагностики учебной мотивации в средних и старших классах

1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (основан на опроснике Ч. Д. Спилбергера, модификация А. Д. Андреевой)

Ее используют, когда нужно определить уровень мотивации детей и их эмоциональное отношение к учёбе.

Диагностику нужно проводить вместе со всем классом или группами учеников с помощью психолога. Ученикам нужно заполнить анкету с утверждениями о том, как они обычно чувствуют себя на уроках в школе.

Результаты помогут определить общий уровень мотивации, познавательной активности и мотивации достижений, а также выявить учеников, у которых учёба вызывает в основном отрицательные эмоции или провоцирует тревогу.

Ученики, которые набрали низкий балл по шкале познавательной активности и/или высокий балл по шкалам гнева и тревоги, требуют более пристального внимания учителя.

2. Шкала академической мотивации (разработана Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным на основе Шкалы академической мотивации Валлеранда; теоретической основой методики является теория самодетерминации Э. Диси и Р. Райана)

Тест поможет измерить выраженность и тип мотивации к учебной деятельности. Его нужно проводить фронтально со всем классом или группами учеников. Для её проведения раздайте школьникам бланки и предложите прочитать инструкцию.

В тесте есть семь шкал. Баллы складываются отдельно по шкалам мотивации. Чем больше баллов, тем ярче выражен конкретный тип мотивации.

  • Познавательная мотивация. Шкала оценивает стремление узнавать новое, понять изучаемый предмет, сопровождается переживанием интереса и удовольствия в процессе познания.
  • Мотивация достижения. Оценивает стремление добиваться максимально высоких результатов, испытывать удовольствие при решении трудных задач.
  • Мотивация саморазвития. Измеряет выраженность стремления к развитию своих способностей в учёбе, достижение ощущения мастерства и компетентности.
  • Мотивация самоуважения. Оценивает желание учиться ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счёт достижений в учёбе.
  • Интроецированная мотивация. Оценивает побуждение к учёбе, обусловленное ощущением стыда и чувства долга перед собой или другими людьми.
  • Экстернальная мотивация. Оценивает, является ли следование требованиям социума основным мотивом к учёбе. Потребность в автономии в такой ситуации максимально фрустрируется.
  • Амотивация. Оценивает наличие отсутствие интереса и осмысленности учебной деятельности.

Результаты помогут вам составить профиль мотивации каждого ребёнка.

Подробнее на сайте

Больше статей для учителя

#мотивация ученика #учебная мотивация #диагностика мотивации #нейропсихолог #учебная деятельность #нейропсихолог в школе