Найти тему

ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ЧТО ТАКОЕ И КАК БОРОТЬСЯ?

из галереи Яндекс
из галереи Яндекс

Многозадачность вошла в нашу жизнь быстро и незаметно. Одно из главных требований к сотруднику любой профессии, это умение работать в режиме многозадачности. Сейчас один человек должен выполнять объем работы, который еще лет 5-10 назад делали несколько его коллег.

Например: одновременно запустить пять-шесть крупных рекламных кампаний, подготовить бухгалтерские отчеты по нескольким юр. лицам, разработать парочку бизнес планов по проектам, проконтролировать работу трех подразделений, разместить тексты во все социальные медиа, сделать самому несколько дизайнерских макетов, провести совещания, а еще сотни звонков клиентам, съездить на встречи с подрядчиками, подготовить презентацию к выступлению, подписать важные документы, и мы забыли о то, что постоянно приходится держать в голове много дел вне рабочей жизни. Объем работы растет, сроки горят. И все это, как снежный ком, надвигается со скоростью звука, и в определенный момент хочется просто все бросить. Убежать и ничего не делать. Начинаешь откладывать важные задачи под любым предлогом. Вместо того, чтобы сесть за текст, берешь кружечку чая и залипаешь в соцсетях. Потом все делаешь в последний момент и разом, постоянно находясь в режиме стресса и переживания. Знакомо?

Вот она прокрастинация, которую называют болезнью 21 века. Это склонность человека откладывать дела, делать все что угодно, кроме того, что нужно. Между тем это приводит к психологическим проблемам: человек постоянно прибывает в состоянии стресса (вроде ничего не делаешь, но дедлайны висят камнем над душой), теряет работоспособность и результативность, так же подключается чувство вины и занижается самооценка. Ты не можешь работать и не можешь отдохнуть, потому что голову нельзя снять и положить на полочку, пока пьешь чай перед сериальчиком. Плюс общество давит на тебя новомодными установками: нужно быть в ресурсе, нужно быть эффективным, если ты не сделал за день 50 разных дел, то ты зря прожил день. В какой-то момент человек закипает и происхоит срыв. Но чтобы не доводить, как говорить, до греха стоит заранее обращаться за помощью к профессионалам.

Причины у прокрастинации разные: перфекционизм, усталость и эмоциональное выгорание, заниженная самооценка и страх неудач, отсутствие мотивации, отсутствие навыков планирования.

Чтобы победить этого «зверя» можно попробовать действенные способы:

- Разберитесь с тем нужно ли вам выполнять все поставленные задачи, можете ли вы с себя снять лишнее (иногда мы придумываем сами себе задачи: например, никто не умрет если мы не приберемся сегодня в квартире и оставим это на более свободный день), расставьте их по приоритетам. А для всего, от чего нельзя отказаться, смотрите следущие пункты:

- Попробуйте большие задачи разбить на несколько маленьких и легко достижимых. Простые цели избавят от боязни сложных задач, так как они достигаются легче и быстрее.

- Постарайтесь заранее устранить отвлекающие факторы, которые мешают в работе над задачами.

- Техника 15 минут очень действенна в борьбе с прокрастинацией. Просто договоритесь с собой посвящать 15 минут на выполнение обязательной, но неинтересной задачи. Если вы будете уделять 15 минут в день на решение сложной задачи, это поможет достичь большего, нежели чем вообще не браться за эту задачу.

- Метод Франческо Чирилло "Помодоро" также хорошо помогает решить вопрос с прокрастинацией. Суть техники заключается в том, что большую задачу мы разбиваем на маленькие, и выделяем 30 минут на работу над каждой. 25 минут выполняем задачу, затем 5 минут отдыхаем. Именно отдыхаем. При данной методике наш мозг не утомляется от многочасового беспрерывного труда, и концентрация становится лучше.

- Ну и конечно, начните выполнять задачи с удовольствием. Ведь все, что мы делаем с удовольствием, идет легче и быстрее, и результат всегда лучше. Постарайтесь искать позитивные моменты в любой задаче.

Если все-таки режим многозадачности, постоянных стрессов и прокрастинации привели вас к психологическим проблемам, наши специалисты помогут вам с ними справиться.