Поколения американских шахматистов внесли значительный вклад в игру в шахматы. Поскольку они вдохновляли школы мысли, разрабатывали творческие подходы для всех этапов игры и добивались блестящих побед, терпя трудные потери, они оказали влияние на игроков по всему миру.
Глядя на ту работу, которую создали американские шахматисты, важно понять, как их талант к игре в шахматы обогатил всех нас:
- Романтическая игра
- Классическая игра
- Теория открытия
- Творческие Гамбиты
- Шахматная теория
- Блестящая Тактика
- Конец советского господства
- Вдохновляющие игроки дома и за рубежом
- Стримы, Pogchamps и Киберспорт
Романтическая игра
Главным подарком мировой шахматной сцене является игра Пола Морфи, внесшего значительный вклад в Романтическую школу, которая делала упор на быстрые тактические ходы. С его ослепительной тактической и наступательной игрой Морфи считается первым современным игроком. Названная в его честь оборона Морфи от Руй Лопес продолжает оставаться самым популярным вариантом этого открытия. Многие считали его неофициальным чемпионом мира, он играл быстро, и его было трудно победить.
В книге "Мои великие предшественники" Гарри Каспаров описывает Морфи как “праотца современных шахмат", потому что " его игра была следующим, более зрелым этапом в развитии шахмат.” “Оперная игра”, в которую Морфи играл в 1858 году, иллюстрирует его атакующий гений.
Его игра была следующим, более зрелым этапом в развитии шахмат.
—ГМ Гарри Каспаров, о Морфи
Классическая игра
Через несколько лет после того, как Морфи сыграл в Оперу, новое поколение игроков начало отвергать романтическую концепцию, что нападение более достойно, чем защита. Хотя позиционная игра не была новым понятием, она не получила широкого распространения до тех пор, пока Классическая школа не выдвинула свои идеи шахмат, основанных на защите. В эту эпоху Гарри Пиллсбери и Фрэнк Маршалл поднялись на вершину мировых шахмат.
Пиллсбери выиграл звездный турнир в Гастингсе в 1895 году. Его превосходная игра в Гастингсе (+15 -3 =3) способствовала популяризации королевского гамбита, который он сыграл против Зигберта Тарраша, игрока мирового класса, известного своей защитой от этого открытия. Победа Пиллсбери характерна для классического мышления.
Теория открытия
Столь же известный своим классическим стилем, Маршалл является одним из нескольких американских игроков, которые значительно продвинули теорию открытия. В результате некоторых вступительных вариаций, таких как Защита Маршалла от королевского гамбита, названы в его честь. Видное место среди них занимает "атака Маршалла на Руй Лопес", которую он играл до 1918 года, но именно в этом году была сыграна его знаменитая игра с Хосе Капабланкой. Хотя оборонительный гений Капабланки привел его к победе, дебют Маршалла стал чрезвычайно популярным.
Другие открытия, названные в честь американцев, столь же значительны, включая эти примеры:
- Уивер Адамс, чемпион США в 1948 году, является тезкой атаки Адамса сицилийской обороны (1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.h3).
- Открытие, характеризующееся ходом 1.g3 известно как Открытие Бенко, названо в честь гроссмейстера Пала Бенко.
- Гроссмейстер Бобби Фишер дал нам Фишеровскую защиту королевского гамбита (1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 d6).
- Гроссмейстер Энди Солтис, включенный в Зал шахматной славы США, и Престон Уэр-младший также имеют дебюты, названные в их честь.
Творческие Гамбиты
Гамбиты, специальные дебюты, в которых игроки жертвуют материалом для достижения преимуществ позже, также были вдохновлены американскими игроками и были названы в их честь, как иллюстрирует этот краткий список:
- Гамбит Морфи французской обороны (1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nh3) назван в честь Морфи.
- И Гамбит Маршалла в Полуславянской обороне (1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nc3 c6 4.e4 dxe4 5.Nxe4 Bb4+ 6.Bd2), и гамбит Тарраша (1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nc3 c5 4.cxd5 exd5 5.e4) названы в честь Маршалла.
- Колтановский гамбит итальянской игры (1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 Bc5 4.c3 d5) назван в честь Джорджа Колтановского.
- Гораздо позже Бенко дал нам популярный гамбит Бенко, характеризующийся ходом 1.d4 Nf6 3.c4 c5 3. d5 b5 в защите Бенони.
- Гроссмейстер Александр Шабалов, четырехкратный чемпион США по шахматам, одолжил свое имя вместе с латышско-испанским гроссмейстером Алексеем Шировым Гамбиту Шабалова-Широва Полуславянской обороны (1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 e6 5.e3 Nbd7 6.Qc2 Bd6 7.g4).
Шахматная теория
В дополнение к игрокам, которые внесли свой вклад в аспекты только что обсужденной игры, гроссмейстер Рубен Файн особенно способствовал развитию шахматной теории. Введенный в Зал шахматной славы США в 1986 году, чартерный класс, Файн был одним из 17 игроков, впервые удостоенных звания гроссмейстера ФИДЕ в 1950 году.
Плодовитый автор, его книги об открытии, миддлгейме и эндшпиле шахмат не имеют себе равных среди других. Он был первым игроком мирового класса, который редактировал окончательные современные шахматные дебюты, когда редактировал шестое издание. Один из сильнейших шахматистов мира с середины 1930-х годов и до выхода на пенсию в 1951 году, Файн продолжал свою успешную карьеру, занимаясь теорией шахмат еще много лет.
Блестящая Тактика
Блестящий шахматный тактик, гроссмейстер Самуил Решевский был замечательным игроком, который также превосходно играл в позиционной игре и победил семь чемпионов мира. Он был серьезным претендентом на мировое первенство с середины 1930-х до середины 1960-х.
О поражении Решевского в 14-м туре чемпионата мира по шахматам 1948 года, пятикратном круге, окончательный победитель гроссмейстер Михаил Ботвинник пишет в своей книге “Достижение цели":
"Неприятное поражение—я только что утверждал, что Решевский не опасен, а теперь это ... - Решевский может стать чемпионом мира, - сказал я, - но это будет означать, что сейчас в мире нет сильных игроков."
Несколько лет спустя, в 1955 году, в матче сборной СССР против сборной США, Решевский снова встретился с Ботвинником, все еще действующим чемпионом мира, четыре раза. Они сыграли вничью три партии—и Решевский выиграл четвертую с положительным счетом, что, должно быть, доставило ему сладкое удовлетворение.
Конец советского господства
Бет Хармон в мини-сериале "Королевский гамбит" заметила: “Шахматы не всегда конкурентоспособны. Шахматы тоже могут быть красивыми.” Однако во время холодной войны красота не всегда демонстрировалась на турнирах. Во время глобальной конкуренции между Западом и Восточным блоком соперничество—не ограничиваясь вооружением и военными союзами—распространилось и на шахматы. Как однажды заметил Бенко: “С точки зрения Советов, шахматы были не просто искусством, наукой или даже спортом; это было то, для чего они были изобретены: война.”
Никто не был так необходим, как Фишер, который также внес значительный вклад в теорию открытия, для прекращения советского влияния на чемпионаты мира по шахматам. Когда Ботвинник выиграл чемпионат 1948 года, его правление положило начало эпохе советского господства в мировых шахматах, длившейся более 20 лет без перерыва. На этот чемпионат делегация США состояла из одного человека—Решевского (в последний момент ИМ Лодевейк Принс, впоследствии чемпион Голландии и почетный гроссмейстер, был допущен в качестве второго Решевского). В отличие от них, советский контингент состоял примерно из 21 человека, включая игроков, их секундантов, членов семьи, шахматных чиновников и врача.
Успех Фишера, ставшего 11-м чемпионом мира по шахматам, был более чем вдохновляющим. Игра века, в которую он играл, когда ему было всего 13 лет, не имеет себе равных в обучающей ценности за то, как она показывает силу гармоничных фигур в материально несбалансированных позициях. Как самый молодой гроссмейстер (на тот момент) и самый молодой кандидат на чемпионат мира, мир знал, что он добьется больших результатов.
В матче чемпионата 1972 года, получившем широкую огласку как противостояние холодной войны между США и Советским Союзом, Фишеру удалось победить гроссмейстера Бориса Спасского. Победа Фишера не только положила конец советскому господству; она положила начало “шахматному помешательству”, не имевшему себе равных до шахматного бума, порожденного королевским гамбитом. В дополнение к его замечательным играм, его другие вечные дары включают его книги и другие вклады в шахматную литературу, процесс добавления временных приращений после каждого хода (который он запатентовал в 1989 году) и изобретение варианта случайных шахмат Фишера (также известного как Chess960).
Вдохновляющие игроки дома и за рубежом
Следуя по стопам своих предшественников, новое поколение американцев сегодня вдохновляет шахматистов в стране и за рубежом. Олимпийские команды США 2016 и 2018 годов финишировали первыми и сыграли вничью соответственно. Из топ-10 игроков в мире двое-американцы. (Гроссмейстер Фабиано Каруана, играющий в скоро возобновившихся кандидатах ФИДЕ 2020-21 годов, занимает второе место, а гроссмейстер Уэсли Со-восьмое.) Два других (GMS Leinier Dominguez Perez и Hikaru Nakamura) входят в топ-20. Их игра повысила интерес к контролю времени пули, блица и рапида, а также к таким вариантам, как Chess960.
Стримы, Pogchamps и Киберспорт
Американские игроки также стимулируют мировой бум в шахматах своими развлекательными стримами, участием в таких мероприятиях, как Pogchamps, и связями с киберспортивными организациями. Лидирует Накамура, у которого более 1 миллиона подписчиков на Twitch и более 900 000 на YouTube (по состоянию на апрель 2021 года). Помимо продвижения шахмат, его стриминг канал собрал более 1 миллиона долларов для гуманитарного агентства CARE.
Накамура также тренировал игроков, выступающих в Pogchamps, и давал комментарии во время игр. Об этой серии Chess.com турниры с участием потоковых личностей, он сказал: “Pogchamps делает огромную работу по продвижению шахмат” (Pogchamps 3 привлек более 375 000 одновременных зрителей на своем пике). Накамура, гроссмейстер Эндрю Тан и сестры Ботез (WFM Александра и Андреа), подписанные TSM, Cloud9 и Envy Gaming соответственно, всеми элитными киберспортивными организациями, также являются первыми лидерами в демонстрации того, как расширить привлекательность шахмат с помощью этих мероприятий.
Pogchamps делает огромную работу по продвижению шахмат.
—Гроссмейстер Хикару Накамура
Непрерывный вклад последовательных поколений выдающихся американских шахматистов существенно повлиял на то, как мы понимаем и играем в эту игру сегодня, и их дары обогатили мировое шахматное сообщество. Они оставляют замечательное наследие, которое будет продолжать вдохновлять нас.