Индоктринация - особенности и проявления

231 прочитал
Если раньше образование и воспитание были синонимами друг друга, то в ХХ веке все в корне изменилось. Что же такое индоктринация? И чем она так страшна для современного поколения.

Если раньше образование и воспитание были синонимами друг друга, то в ХХ веке все в корне изменилось. Что же такое индоктринация? И чем она так страшна для современного поколения.

Особенность индоктринации и что это такое

Индоктринация – это процесс, который предусматривает повторение или внушение определенного убеждения до тех пор, пока оно не будет восприниматься без критики и дополнительных вопросов. Говоря простыми словами – это определенная идеологическая обработка, которая преследует разные темы.

Подобное явление встречается практически во всех сферах жизни человека и так или иначе связаны с его мышлением и поведением в различных жизненных обстоятельствах.

Такая идеологическая обработка сознания существовала во все времена, просто имела либо другое название, либо вообще не определялась как процесс влияния на жизнь человека в целом.

Разновидностями проявления индоктринации являются:

  • - фальсификация данных,
  • - слухи,
  • - дезинформация,
  • - выявление и озвучивание фактов.

Чтобы достичь эффекта индоктринации в массовость внедряется определенная информация, которая способствует формированию общества единомышленников с целью дальнейшего распространения информации и сплочения таких групп.

Пропаганда несет в себе подобный смысл, чем иногда и вызывает вопрос сходства понятий. На самом деле пропаганда работает как рычаг воздействия и управление массовостью. Именно пропаганда помогает внедрять в массовость определенные лозунги и идеи, направлены на достижение конкретной цели. Этот механизм более социализирован, так как направлен на конкретные социальные группы.

Что затрагивает понятие индоктринации

Понятие индоктринации может присутствовать при:

  • - изучении психологического состояния,
  • - когда затрагивается вопрос присвоения чужих идей и начинаний,
  • - в ситуации обучения или насаждения определенных идей, говоря народными словами зомбировании, промывании мозгов.

Определенные моменты индоктринации затрагивают вопрос независимости личности, так как связаны с аморальными методами воздействия на человека. Чтобы не попасть под влияние данного выражения, необходимо:

  • - расширять идеологические познания и не воспринимать информацию только в негативном ключе,
  • - избавится от осуждений и принять тот факт, что индоктринация может существовать,
  • - понимать, что данное явление не всегда несет за собой негативную окраску.

Проявление индоктринации и ее суть

Влияние одной идеологии на другую в сознании человека является индивидуальным процессом, который связан с многими факторами и процессами развития личности. Существует мнение, что индоктринации больше подвержены люди, которые не обладают интеллектом, креативностью и не имеют широкого кругозора. Развитие критического мышления и эрудиции направлены на подавление влияния индоктринации.

Важно отметить, что человек не способный критически мыслить, оценивает чужие идеи, как свои собственные, и зачастую чужой выбор принимает за свой, что впоследствии ведет не только к неудовлетворению происходящим, но и разочарованию в общем.

Индоктринация очень широко применяется в маркетинге, что позволяет формировать у покупателя чувство потребности в том или ином товаре.

Избежать подобного инструмента влияния можно с помощью критического мышления и очевидного осознания его необходимости.

Индоктринация в процессе образования

Идеологическая обработка общества присутствовала всегда и имела при этом, как негативное, так и положительное влияние. К примеру, чем больше методика индоктринации применялась в политике, тем негативнее оттенок она имела в обществе.

В образовательном процессе, педагог практически всегда является авторитетом, что соответственно позволяет ему совершенно спокойно применять индоктринацию и иметь с этого пользу. В процессе образования это может иметь такое проявление:

  • - образование с использованием пропагандистских методик. В этом случае педагог использует свой авторитет, чтобы навязать взгляды учащимся,
  • - обучение без погружения в суть происходящего,
  • - обучение доктринам и теориям, которые не считаются уникальными и объективными,
  • - подделка фактов, занижая при этом значимость событий.

Чтобы избежать неправильной трактовки и исключить момент индоктринации, педагогам запрещается высказывать свое мнение и акцентировать внимание на отдельных событиях, чтобы не заострять внимание и важность.

Главной задачей преподавателей является заставить студентов делать собственные выводы наводя аргументы и доказательства. Именно такой подход позволит развить критическое мышление, построить правильную цепочку событий и сделать выводы.