Когда-то, еще в начале «нулевых» моя любимая, богом забытая, страна была богаче на слова. Такое стилистически яркое языковое многообразие как «экономия средств», «экономия ресурсов», «сокращение производственных затрат», «чрезмерно раздутый штат» (к сожалению, не штат Америки) приятно ласкало слух среднестатистического обывателя. И вдруг — перестало. Все заменило одно слово — оптимизация…
Последний раз оно прозвучало из уст главы белорусского внешнеполитического ведомства Владимира Макея, который заявил, что «…ведомство посмотрит на оптимизацию деятельности… загранучреждений в конкретных странах… и… в нескольких… мы закроем наши посольства… где… на протяжении длительного периода их работа не приносит нужной внешнеэкономической отдачи…».
Где будут закрыты белорусские загранучреждения, Владимир Макей, к сожалению, не сказал. Чем сильно испортил настроение посольскому люду, гадающего сейчас на кофейной гуще и на ромашке: «закроют-не закроют». Кому-то из них, в поте лица несущих по всему миру свое тяжкое посольское бремя, придется это самое бремя перестать нести.
Попробуем разобраться сами, сколько следует закрыть посольств и каким методом «полезность» загранучреждения будем определять. Исключительно ради экономии. В смысле оптимизации.
Паритет по посольствам
По данным сайта отечественного МИДа Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 183 странами мира и на сегодняшний день представлена 70 загранучреждениями (в том числе: 58 посольств, 2 постоянных представительства, 9 генеральных консульств и 1 консульство) в 58 государствах, а с учетом аккредитации послов по совместительству — в 114.
С другой стороны — то есть в Беларуси — представлены посольства 54 государств (включая 7 консульств). Кроме того, еще 29 зарубежных «посольств-совместителей» получили у нас аккредитацию и располагаются за пределами Беларуси (почти все в Москве).
Невооруженным глазом, по расположенным в столице Беларуси загранучреждениям, видно, что «уважают» нас на 4 страны меньше, чем мы «уважаем» другие государства. И по логике, при использовании «равных количеств» (паритета) можно спокойно закрыть четыре белорусских посольства. Где? — да без разницы. Можно даже сыграть в лото: присвоить каждому номеру бочонков определенную страну, а после наблюдать, какие из барабана страны «выпадут». Из этого можно даже шоу сделать. В открытом эфире все организовать. Уверен: приз Fair Play (фэйр плэй — честная игра) будет наш. Никто не придерется. Все нам будут завидовать.
На консульствах, кстати, тоже можно сэкономить. В первую очередь, на польских. Их даже сокращать не надо. Просто надо попросить поляков перенести свои консульства из Гродно и Бреста в Гомель и Могилев. А со своей стороны перенести белорусские консульства из польских Бяла Подляска и Белостока в Зелену Гуру и Краков.
Какая может быть экономия в столь идиотском паритете, спросите вы? — Элементарная. Хотя бы немного уравняется количество выезжающих в Польшу белорусов с въезжающими в Беларусь поляками. Потому что желающим съездить в соседнюю страну за стиральным порошком брестчанам и гродненцам, прежде чем пересечь границу в западном направлении, придется сделать крюк в Гомель и Могилев. Уверен: количество трансграничных поездок сократиться — на порядок. Более того: в Беларуси увеличится розничный товарооборот. А в Польше — уменьшится.
По аналогии можно перенести и литовские и латышские консульства из Витебска в Гомель. Хуже не будет.
По товарообороту
С точки зрения внешнего товарооборота Беларуси целесообразность белорусских зарубежных представительств оценить легче всего. И это будет самый честный и непредвзятый подход. Потому что посольства всех более-менее серьезных стран мира в нынешнем столетии превратились в «торговые представительства» и «торговые дома», занимаясь «продвижением отечественных» товаров.
Вот — основные торговые партнеры нашей страны (по данным таможенной статистики):
В представленной таблице — 14 стран, на которые совокупно приходится 85 % экспортно-импортных операций нашей страны.
По данным Белстата, в прошлом году (2020) внешнеторговый оборот товаров составил 61,6 млрд. долларов (экспорт — 29,04 млн.. импорт — 32,62 млн. долларов). Он несколько «сюрреалистичный» из-за вселенской коронавирусной вакханалии, тем не менее, дает наглядное представление о степени «экономической» важности той либо иной страны для Беларуси. Потому что это среди людей бескорыстная любовь нет-нет, да случается, а «межгосударственная любовь» — самая меркантильная.
И именно в этих 14-и странах, как нам кажется, и стоит только оставить посольства (либо консульства). Все остальные посольства — химера. Чтобы понять это, вспомним события пятилетней давности.
В марте 2016 года с в Минске с помпой открывалось почетное консульство Мексики. «До открытия консульства, — как тогда все говорили, — белорусско-мексиканские двусторонние отношения не отличались особой интенсивностью». А с появлением консульства наконец-то «созданы условия для интенсификации и политических контактов, и гуманитарных, и торгово-экономических». В общем, все возрастет и все станет интенсивнее.
Как повлияли консульства на взаимный товарооборот — ни один консул не скажет. Ни наш, ни мексиканский.
«Пассажиропоток» между нашими государствами «до консульства» и «после него» мы не анализировали. Но уверены: если там и увеличилось количество пассажиров, то только за счет работников консульства.
Зато на Кубе у нас — посольство! Это даже не генеральное консульство. Это рангом повыше. При этом с Кубой у нас товарооборот в прошлом году составил 6,5 млн. долларов: 1,1 — импорт, 5,4 — экспорт. Мизер. Но — зато с посольством.
А в августе 2018 года Беларусь закрыла свое диппредставительство в Австралии. Тоже в рамках оптимизации. И тоже ничего не поменялось. Один минский «Камволь», закупая там шерсть, поддерживал «с посольством» и продолжает поддерживать «без посольства» какие-то «межгосударственные отношения» между нашими странами. А весь белорусско-австралийский документооборот «переехал» в посольство в Джакарте (это, если кто забыл, — Индонезия). При этом товарооборот с Индонезией у Беларуси тоже никакой: импорт — немногим более 38 млн. долларов (2020), экспорт — 143,5 млн. В перечне важности торговых партнеров Беларуси — в третьем десятке. Можно закрыть. Там рядом Китай. Уверен, белорусское генконсульство в Гуанчжоу легко возьмет на себя нагрузку (по совместительству) не только в отношении Австралии и Индонезии, но еще и Вьетнама. А отделение белорусского посольства в Хабаровске (Россия) возьмет на себя Японию, Корею (Южную). И Монголию в придачу. Хуже не будет.
Паритет по туризму
В 50 стран мира белорусы могут попасть без виз. Бесплатно. А потому про условный «безвиз», когда вам визу оформят по прилету прямо в аэропорту, говорить не будем. Потому что несмотря на отсутствие бюрократических проволочек, она почти вся — платная.
С противоположной стороны — граждане 74-х государств могут посетить Беларусь без виз.
Представьте, что на вашем участке загородного дома — баня. А на участках соседей — бассейны, батуты, теннисные корты. Вы разрешаете соседям пользоваться вашей баней (пусть только за воду заплатят) в надежде, что они разрешат попрыгать на их батутах и поиграть на их кортах. А они и не запрещают. Прыгай. Но прежде заплати за вход на участок. А потом — за пользование батутом.
Это только одному мне белорусский безвиз выглядит столь унизительно? И не приводите аргумент, что немцы, приехавшие к нам по безвизу на лечение, оставят у нас свои деньги. Потому что немцы, решившие потратить несколько тысяч евро на лечение в белорусских здравницах, спокойно заплатят и 60 евро за визу. Лишнее подтверждение нашей правоты — отсутствие сколь-нибудь серьезного публичного анализа МИДа «экономики безвизового туризма» и его сравнение с «туризмом визовым». В любом случае при достижении «визового паритета» хуже экономике Беларуси не будет.
Паритет санкционный
Здесь — все просто. Условная Германия объявила Беларуси санкции — пора сворачивать посольские и консульские манатки и возвращаться на родину. И просить немцев из посольства Германии в Беларуси тоже свернуть манатки и тоже вернуться на родину. До «скончания» санкций. Когда вам плюнули в лицо, а вы раболепно продолжаете улыбаться в ответ, в вас опять плюнут.
Кто нам объявил санкции? — США + страны ЕС + кандидаты на вступление в ЕС (Республика Северная Македония, Черногория и Албания, входящие в Европейскую экономическую зону Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Украина). Помешали этому экономическому беспределу белорусские посольства и консульства во всех этих государствах? Вы все еще мечтаете о безвизовом Шенгене?
Санкции — это экономическая война. А все тезисы о «правах» и «свободах» — дымовая завеса. Главное — уничтожить конкурента, расчистить участок под свои товары. Последний пример — рядом: Украине запрещено даже в рамках госзакупок приобретать украинские товары.
Подытожим: отсутствие белорусских загранучреждений в странах, объявивших нам санкции, и отсутствие в Беларуси посольств стран, объявивших нам санкции, — ничего в межгосударственных отношениях Беларуси со всем миром в корне не изменит. Санкции, кстати, было бы нам объявить труднее. Так как польские, литовские и чешские посольства не снабжали бы запад «картинкой» с наших протестов в августе-сентябре прошлого года.
То есть Беларуси посольства — не нужны. Во всяком случае в ЕС. Без них — экономнее. Оставить их можно только в ЮАР, Кении и Нигерии. Чтобы визуально, глядя на карту, можно было иметь представление о том, где находится эта клятая «дальняя дуга».
Хуже не будет. Главное тут — не переоптимизировать.
Автор статьи: Владимир Орехов
Автор фото: Фото из открытых интернет-источников, носят иллюстративный характер; инфографика — Кристина Чабан