Можно много спорить о том, хорошо или плохо было при социализме. Сколько судеб, столько и мнений. У каждого человека своя жизнь. Для тех, кому сегодня за 60, это были годы юности. Весна, романтика, любовь, надежды, планы... Мы дружили, ходили друг к другу в гости. И сегодня, в разных уголках планеты, знакомясь, многие говорят, я из СССР. В этом нет ничего не обычного.
В институте в одной группе со мной училась армянка из Баку, вышедшая замуж за русского. Мы учились не там, где родились, а потом уезжали по распределению, белорусы в Казахстан, татары в Сибирь, болгары в Коми АССР... Возможно тогда было меньше свобод и демократии, но человечности в отношениях, понимания и заботы, было больше. Смешанные браки в порядке вещей. В компании, где я работала, было много таких семей. Например, мама татарка, а папа русский. Или мама удмуртка, а папа татарин. Папа еврей, а мама удмуртка. Это смешно, но дети у всех русские.
В день моего рождения за накрытым столом было всего восемь человек, но четыре национальных флажка: болгарский, молдавский, российский и украинский. Нам было интересно друг с другом. Мы рассказывали байки и анекдоты, шутили, смеялись, говорили тосты и спорили, не всегда соглашаясь друг с другом. Но ни один из нас не сделал даже намёка, чтобы унизить или оскорбить собеседника. Почему? Почему мы поддаемся общему психозу и начинаем лить "грязь" друг на друга в соц.сетях? Мы не видим собеседника, а он не видит наших глаз? В какой момент мы лжем сами себе? Что мешает нам договариваться или не договариваться, не унижая достоинства собеседника? Жажда наживы, выпячивание своего "я" или мы все марионетки в руках умелого Хозяина?
Что в нас, поколении 60-х, 70-х, есть такого, чего нет у рожденных в 90-е? Почему со сверстниками, уехавшими в 90-е заграницу из союзных республик, находишь общий язык, не зависимо от того, какой они национальности? Проехав на автомобиле почти все страны Восточной Европы, мы встречали лишь доброжелательных, готовых помочь, людей. В польском Люблине мы долго искали гостиницу, в которой забронировали номер. Обратились к полякам, загружавшим пикап. Они были заняты, но оставили свою работу, проводили нас до соседнего перекрёстка и постарались как можно подробнее рассказать, куда ехать, мешая польские слова с русскими. В Словакии нам помогали полицейские, в Венгрии бабушка, выгуливающая внука.
Мы жили первый год в Болгарии, плохо понимали язык. Однажды оставили машину на платной стоянке, ушли по делам, а чек под стекло не положили (в нашем городе до сих пор нет платных парковок). Возвращаемся, колеса блокированы. Позвонили по указанному телефону. Приехали двое служащих, один совсем молодой, а второй нашего возраста. Мы показали чек, оправдываемся, что не знали, где должны были его оставить, мол, из села приехали, впервые воспользовались платной стоянкой (как оно и было на самом деле). Молодой машет руками, "наезжает", штраф пытается выписать. А тот, что постарше, спокойно ему говорит: "Не бързай! хората и вторият час е платен" Мы уже и второй час оплатили, пока их ждали. Нас пожалели, отпустили, а возрастной служитель объяснил нам, что с этим чеком до конца часа мы можем ставить машину на любой платной парковке в городе.
Сегодня наблюдается интересная тенденция. Те, кто в 30-35 лет при развале СССР, волею судеб оказались на Западе, сегодня достигают пенсионного возраста, в качестве места для жизни выбирают Болгарию. Индекс развития человеческого потенциала Болгарии оценивается в 0,813, это 51 - е место в мире в 2018 году, и занимает позицию 38 - я в Newsweek ' рейтинга s из лучших стран мира для проживания, измеряющего здоровье, образование, политическую среду и экономический динамизм. Мягкий климат, чудесная природа, относительно низкие цены, делают эту страну привлекательной. Кроме этого, практически отсутствует языковой барьер. Все говорят на русском языке. Вот и вчера дочь соседки, приехавшая из Бургаса, что в городе очень много русских. Я удивилась, самолеты же не летают. А возможно болгары просто не различают русских, украинцев, белорусов?