Найти в Дзене
История Прикамья

Большое кино в поселке Полазна (Пермский край)

Полвека назад (в 1956) вышел первый советский широкоэкранный фильм «Илья Муромец». А снимался он у нас, под Полазной!
Снарядились — и прямиком в деревню Константиновку, где все и разворачивалось. Заходим в первый попавшийся дом в надежде расспросить хозяев, не знают ли они людей, которые снимались в фильме. «Как не знать! — с порога заявляет нам хозяин дома. — Я сам в массовке участвовал».
Наш

Полвека назад (в 1956) вышел первый советский широкоэкранный фильм «Илья Муромец». А снимался он у нас, под Полазной!

Снарядились — и прямиком в деревню Константиновку, где все и разворачивалось. Заходим в первый попавшийся дом в надежде расспросить хозяев, не знают ли они людей, которые снимались в фильме. «Как не знать! — с порога заявляет нам хозяин дома. — Я сам в массовке участвовал».
Наш собеседник Степан Зенков родился в Полазне в 1939 году. Многие годы его жизни связаны с управлением буровых работ: поступил туда рабочим, а на пенсию вышел через 30 лет мастером бригады вышкомонтажников.
Рассказывает, когда в Полазну приехала съемочная группа, его неожиданно пригласили поучаствовать в батальных сценах, предложив роль тугарянина. Не беда, что роль невелика. Зато опять же рядом со знаменитыми на всю страну актерами, такими как Борис Андреев, Сергей Столяров, Андрей Абрикосов, Сергей Мартинсон, Михаил Пуговкин, Нелли Мышкова, Тамара Носова. Такое даже во сне не приснится! Сниматься в массовке согласился не задумываясь. За три часа участия в съемках ему платили 400 рублей в дореформенных ценах 1961 года (в то время как за основную работу он получал 700 в месяц), но деньги деньгами, а ко всему прочему было еще просто любопытно. «Один мой вид только чего стоил! — вспоминает он. — На тело вместо одежды повязали шкуры. Обувка тоже была из мягких шкур. А главное, так меня загримировали, что мама родная не признала бы. До того черен и страшен был, одни только зубы блестели».
Да что там мама! Он сам себя не узнал, когда увидел на большом экране. После того как фильм полностью был готов к прокату, всех участвовавших в съемке полазненцев пригласили в кинотеатр на просмотр. Степан, замерев от восторга, во все глаза смотрел на экран. Мелькают кадры… Вот наконец батальная сцена, в которой он участвовал. Кони… Всадники… Сабли… Да разве можно было что-либо рассмотреть в деталях, если в этом киношном бою участвовало 106 тысяч солдат-статистов и 11 тысяч лошадей! К слову, количество коней-«артистов» оказалось самым большим в истории мирового кинематографа (неслучайно этот факт попал в известную книгу Пэтрика Робертсона «Новая книга рекордов Гиннесса по кино»).

Этот замечательный фильм был поставлен знаменитым режиссером, мастером сказочного жанра Александром Птушко (другие его фильмы — «Каменный цветок», «Руслан и Людмила», «Садко»). Об Илье Муромце, защитнике земли русской, знают все. В основу фильма положены былины о подвигах Ильи Муромца и его сотоварищей Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Взяв за основу этот сюжет, авторы фильма создали масштабное, почти историческое полотно, с обилием декораций, костюмов, качественных массовок и батальных сцен…

Степан Зенков вспоминает, что некоторых приехавших из Москвы артистов разместили в здании бывшей больницы, а часть — в полукаменной школе, что стояла через дорогу от Свято-Троицкой церкви («на сельской стороне»). С областным центром нормального транспортного сообщения тогда не было, поэтому вся группа практически безвылазно жила в поселке. Еду для артистов возили во флягах из местной столовой. «А какие это были артисты!» — с каким-то особым упоением произносит Степан Петрович. Их фамилии были на слуху у всего Советского Союза. Здесь, в глубинке, к ним было особое отношение! Зенков вспоминает случай, произошедший с Борисом Андреевым. Однажды тот пришел в магазин и попросил продать ему носки. Дефицитный в то время товар достали «из-под прилавка» — только из особого почтения к таланту. Носки народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Борис Андреев благополучно обменял на куриные яйца, которые тоже были в дефиците…

Коня богатырю!

Борис Андреев был словно создан для роли богатыря — плечистый, крепко скроенный. А голос! Низкий, басовитый, как и положено «по статусу» любому уважающему себя богатырю. С Андреевым у нашего земляка завязались очень добрые отношения. Степан Петрович вспоминает множество забавных историй, связанных со съемками. К примеру, вот эту, когда Андреев предложил ему поменяться лошадьми. Дело в том, что у Зенкова была хоть и небольшая лошадь, но выносливая и сильная в беге. Андрееву же достался конь, с виду крепкий, однако на деле не столь выносливый, как у Зенкова. И вот что вышло. Как только оператор начинал снимать, то каждый раз видел в камеру, что Степан на своем рысаке безо всякого усилия обгонял богатыря. Как так?!.

Еще вспоминает Зенков, как ходил на рыбалку с «Ильей Муромцем» (только этим именем он во время нашей беседы Бориса Андреева и называл): «Его все интересовало, где в наших местах хариус водится. Как только наступал перерыв в съемке, так мы уже с удочками. Засядем в омутах, что на речке Вож, и ждем. Однажды Илье Муромцу удалось поймать отличную рыбу. Килограмма на три тот хариус вытянул». Съемки под Полазной шли летом и длились около трех с половиной месяцев, поэтому успели вдоволь порыбачить…


Помимо Степана Зенкова журналистам «ПН» удалось разыскать еще одного полазненца, который хорошо помнит то время. Анатолий Пяткин учился тогда в девятом классе. И хотя в массовке он не снимался, однако не раз имел возможность наблюдать за «звездными» артистами. Сейчас Анатолий Сергеевич уже на заслуженном отдыхе (до этого многие годы работал в НГДУ «Полазнанефть», а перед выходом на пенсию трудился председателем профкома ООО «Буровая компания «Евразия»). «Какое впечатление произвели на нас, пацанов, знаменитые артисты кино? Незабываемое! Ведь одно дело видеть этих людей на большом экране, другое дело — в жизни. Однако никаких проявлений высокомерия с их стороны мы не наблюдали. Исполнители главных ролей Борис Андреев, Сергей Столяров, да и все другие вели себя очень скромно и достойно. Конечно, иногда возникало желание подойти к кому-нибудь из них, автограф, к примеру, попросить. Но мы были воспитаны по-другому, не то что нынешняя молодежь, которая чувствует себя более свободно. А так, издалека наблюдать — наблюдали…»

Не могла мимо такого события, как съемки исторического фильма, пройти и местная полазненская газета. В ней рассказывалось, как буквально за несколько дней на крутом живописном берегу Камы выросла деревня. Не бутафорская, а самая настоящая! Около десятка небольших домиков образовали узкую, кривую улочку, которая круто сбегала по косогору. Здесь были избы, срубленные из могучих, в два обхвата, деревьев, и высокие сторожевые башни, и грубо обтесанные столбы крепких ворот, и крошечные окна без рам и стекол. Ни на одной географической карте нет и никогда не будет этой деревни, но строителям не пришлось задумываться над ее названием, ведь она уже много веков существует в преданиях русского народа. Это было Карачарово, родина былинного богатыря.

Стоп, снято! Кадры решают всё

Газетные материалы 1950-х годов рассказывали, как проходили съемки. К примеру, для фильма нужен был совсем небольшой эпизод: Илья Муромец в полном снаряжении отправляется в путь. Казалось бы, все готово. Однако операторы продолжают придирчиво просматривать для кадра каждую деталь. Их внимание привлекло красивое кучевое облачко, которое медленно плыло по горизонту. Захотелось снять богатыря на фоне этого самого облачка — и вот все ждут. А Илья Муромец с огромным мечом и в кольчуге в числе прочих своих коллег-артистов прогуливается по лугу, собирая сочную землянику…

И хотя этот самый кадр в фильм не вошел, однако сохранился на пленке фотокорреспондента ТАСС по Пермской области Евгения Загуляева, который присутствовал на съемках «Ильи Муромца». С помощью современной компьютерной программы Михаил Загуляев (сын того самого Евгения Николаевича, работающий фотокорреспондентом нашей корпоративной газеты) этот кадр почистил, «подлечил» — и вот он сегодня перед вами! К слову, за 50 лет, прошедшие с момента создания картины, износился и пришел в негодность и негатив фильма. Многие кадры были испорчены настолько, что не подлежали восстановлению. Реставраторам пришлось делать купюры (что, в свою очередь, привело к искажению фонограммы). Тогда звук записали в системе Dolby Surround, которая соответствует мировым стандартам. Фильм был отреставрирован на киностудии «Мосфильм» в 2001 году, и профессионалы уверяют, что он стал еще более зрелищным и красочным. Остается только порадоваться, что современные подростки имеют возможность смотреть не только западную фантастику, но и хорошие отечественные фильмы.

…И наконец еще один житель Полазны, который имеет непосредственное отношение к киношедевру, — это Валентин Балдин. Полазненская газета рассказывает, как он, будучи студентом Чусовского ремесленного училища, приехал на летние каникулы домой в 1955 году. А тут как раз набирали желающих сниматься в массовых съемках. Изъявил желание и Балдин. «В набранной группе было человек десять. Основной нашей работой было приведение в порядок макетов и расстановка декораций. Если необходимо было озеленить территорию съемок, то я, Фёдор Новосёлов, да и другие ребята из нашей группы рубили верес, разбрасывали его по земле. Получалась прекрасная поляна. Заняты мы были целый день. Особенно нравилось участвовать в массовых съемках. Так, по сценарию корабли шли по реке, а мы на конях, одетые как тугаре, бросались в реку. Взятие корабля было уже делом артистов, а вот дымовую завесу во время боя изображали мы сами, поджигая дымовые шашки. Русские купцы во время нападения тугар по сценарию падали в воду. Для настоящего эффекта мы изображали брызги, выливая воду из ведра, поэтому надобности падать в воду не было. Кораблями были баржи, обитые фанерой, а я стоял у бутафорского руля. Когда тугаре золото делили, мы эти медяки каждый раз собирали в мешок для новой репетиции».

В Полазне была снята только восьмая часть фильма (остальные натурные сцены снимались на Днепре, на Кавказе, в Ялте). Но для жителей поселка съемки стали событием, воспоминанием на всю жизнь. И неважно, что многие самодеятельные артисты так и не смогли себя узнать в массовых сценах: из-за особого грима, необычной одежды, из-за огромного числа людей, одновременно участвовавших в том или ином эпизоде. Не значатся их фамилии и в титрах. Зато своим внукам или правнукам они всегда с гордостью могут сказать: «Я играл с самим Борисом Андреевым!..»

(источник Как Илья Муромец Полазну брал (permneft-portal.ru))