Доброго дня друзья и гости канала! Недавно мы с вами обсудили крушение поездов по ст. Каменская, а сегодня хочу поговорить еще об одном крупном крушении поездов прошлого века, причины которого - навсегда так останутся загадкой ...
Я не ставлю перед собой цели описать хронологию событий, написано о ней уже и так много ..., просто хочу почитать мнение коллег - железнодорожников по этой теме ...
6 ноября 1986 года, на ст. Користовка Одесской ж.д. произошло лобовое столкновение скорого поезда № 38 Киев - Донецк с местным поездом № 635 Кривой Рог - Киев. В результате катастрофы пострадало более 170 человек, из которых 44 человека погибли и 27 человек получили тяжёлые ранения.
Но сдается мне, что эти данные сильно занижены, в реальности же пострадавших было намного больше. Катастрофа эта не афишировалась, и её подробности не раскрывались. Я, в те годы работая машинистом, узнал о ней только из нескольких скудных строк в служебной телеграмме на предрейсовом инструктаже. Говорят, правда, что были еще две маленькие статьи в "Гудке" и "Известии".
Поезд № 635 (Кривой рог - Киев) принимался на третий боковой путь ст. Користовка с остановкой у маршрутного светофора, а скорый № 38 (Киев - Донецк) должен был проследовать по второму главному на ходу ...
Получается: 635-у входной сигнализировал двумя желтыми, что означает следовать на боковой путь с готовностью остановится у красного маршрутного светофора. 38-у входной сигнализировал зеленым, что означало разрешением проследовать без остановки всю станцию.
По официальной версии виновником происшествия была признана локомотивная бригада локомотивного депо им. Т. Шевченко, управлявшая поездом № 635 Кривой Рог - Киев. Якобы машинист доверил управление помощнику машиниста, действия его не контролировал, т.к. попросту спал. Помощник машиниста, проследовав входной сигнал и при следовании на красный сигнал маршрутного тоже уснул. Это ли не бред, на мой взгляд - бред полнейший ...
Сам бывал и помощником машиниста - которому машинист передавал управление, и машинистом - который передавал управление помощнику, и сказать могу только одно. Машинист еще может подремать - если за контроллером опытный помощник, но чтобы помощник уснул за управлением, да еще на станции, еще и при следовании на красный ... Никогда не поверю в это ...
Первое противоречие по существу- АЛСН. На локомотивном светофоре электровоза 635-го горели либо белый, либо "КЖ". Контроль бдительности машиниста происходил с интервалом 15-20 секунд. Скорость поезда была 30 км в час. Вполне хватило бы времени чтобы автостоп остановил поезд не допуская проезда.
Второе противоречие - пожалуй, самое весомое ... Локомотивная бригада спали ... Не видели, как проехали красный. В сонном состоянии допустили лобовое столкновение. Почему машинист с помощником живы и даже не обратились за медицинской помощью, а пассажиры в первых вагонах погибли ??? Только по одному этому можно судить, что никакого сна не было.
И почему в материалах дела отсутствуют показания локомотивной бригады 635-го ...? Возможно, на входном было не два желтых, а два желтых, из которых верхний был мигающий ... и маршрутный светофор соответственно был открыт ... Я бы не стал исключать эту версию.
К сожалению, мне так и не удалось найти схему путей ст. Користовка, чтобы посмотреть, как пересекались маршруты пассажирских ...
Но еще одно противоречие - Если входной 38-му был открыт зеленым на проход, то 635-му никак не мог быть открыт маршрутный в разрез маршруту 38-го ... Да не мог, но тем не менее открыт был ...
На светофоре на секунду загорелся желтый (из рассказа пом. машиниста 38-го). Машинист сбросил скорость примерно до 50 км в час. Маршрутный светофор мы проследовали со скоростью около 40 км в час. Я заметил, что с третьего пути на станцию заходит поезд, и, чтобы не слепить друг друга, переключил прожектор на тусклый свет. При подобном «скрещении» поездов на станции Користовка, если встречный поезд принимается на третий путь, то свет его прожектора должен немного отклониться. Но свет в сторону не уходил. Это могло означать только одно: второй поезд мчится навстречу! Машинист применил экстренное торможение, столкновения избежать не удалось ...
Тут как бы все правильно, но что-то как-то уже слишком гладко. По моему ребята все-же о чём-то умолчали ...
Другая версия ...
38-й шел с опозданием. Дежурная решила, что успеет принять 635-й, и сделала маршрут ему. Об этом свидетельствует перекрывшийся на некоторое время на желтый входной 38-му. Дальше на подходе к станции появился 38-й. Старые машинисты помнят, что это был один из тех поездов, за задержку которых хорошо «давали по шапке». Забыв про 635-й, дежурная переделала маршрут, чтобы принимать уже 38-й. Таким образом красный загорелся перед самым носом у 635-го.
Эта версия более правдоподобна, но тоже маловероятна ... ДСП (дежурный по станции) видит поезд на приближении, как он проследует третью проходную точку - это два блок-участка, и она видела приближающийся 38-й и заранее открыла ему сигналы на проход ...
635-у же сигнал, вразрез маршруту 38-го, теоретически открыт быть никак не мог ... Но тем не менее открыт он был, и то, что он перекрылся перед самым носом у 635-го, и что он вообще перекрывался - это не факт ...
После столкновения дежурная по станции пыталась (...) с моста, но ее вовремя удержали. Дальше дежурный СЦБ-ист (спец по устройствам автоматического контроля движения.), сжалившись над дежурной, у которой было трое детей, отмотал счетчик переключений сигналов. Все получилось так, вроде бы бригада 635-го проехала красный.
Вот это пожалуй ближе всего к истине ... Только вот сжалился дежурный СЦБ-ист, далеко не над детьми дежурной по станции, он просто умело прикрыл свои "косяки" ...
Вину ДСП отрицать бессмысленно - вина её стопроцентна. Сигналы были открыты обоим поездам, и никакого проезда запрещающего сигнала не было. Только вот куда должен был бы быть приготовлен маршрут 635-му, и почему маршруты обоих пассажирских пересеклись - вот этой версией, думаю, следствию стоило бы заняться в первую очередь ... Думаю, если бы следствие было компетентным и состоятельным - они так бы и сделали. Но "козёл отпущения" найден - зачем утруждать себя лишними извилино-шевелениями. Ну а какое было следствие - цитата ниже:
После крушения в депо понаехало много экспертов из столичных институтов, абсолютно ничего не смыслящих ни в реальном движении, ни даже в инструкциях. К отцу подходил один из них с просьбой проконсультировать по такому простому вопросу: имел ли право машинист передавать на станции управление помощнику? На основании заключения этих же экспертов виноватой сделалась бригада.
Вот так, на мой взгляд, абсолютно нив чём не повинный человек попал за решетку, а настоящие виновники - остались гулять на свободе и радоваться - что "всё хорошо кончилось". Только вот как им жить после этого - но это уже на их совести ...
Я очень прошу прощения, может быть написал немного "коряво", но я просто писал свои соображения и умозаключения ... Прочитать подробности об этой катастрофе, достаточно ввести в поисковик: Железнодорожная катастрофа на станции Користовка ...
И напоследок моя версия: Трагедия произошла из за ряда неисправностей в системе СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка) и полностью лежит на работниках станции.
Поезд № 635 принимался на третий путь станции Користовка, не до маршрутного светофора (как указано в материалах дела), а до выходного светофора, и маршрутный светофор был ему открыт. Но из-за неисправности системы СЦБ одна из стрелок (по-видимому, принудительно выведенная из под контроля) была переведена в разрез маршруту следования 38-го.
ДСП, по всей видимости, открывая маршрутный светофор 635-му не проверила положение стрелок, а когда уже поняла свой косяк, перекрыла маршрутный (когда он уже не был в зоне видимости локомотивной бригады) и схватилась за трубку радиостанции ... Но было уже поздно, и трагедии избежать не удалось. Я думаю, что было именно так, хотя это всего лишь мое мнение ...
Пишите комментарии, что Вы думаете об этом ... Если я где-то не прав - поправляйте ...