В качестве продолжения своего рассказа о нетуристическом Кронштадте, сегодня я поведаю вам о том как мне удалось пробраться в недоступный Петровский док, который в будущем планируют музеефицировать.
Об этом грандиозном проекте писали многие СМИ. Вот так территория Петровского дока будет выглядеть в ближайшее время. Здесь собираются открыть музей подводной археологии.
В то время, когда я там был, территория дока была огорожена забором, а внутри рос довольно высокий кустарник. Всё казалось навсегда заброшенным и ничего не предвещало того, что за этот объект когда-то возьмутся.
Перед тем как я собрался посетить это место, разузнал в интернете об обстановке в окрестностях дока. С одной его стороны находились, да и находятся по сей день, действующие объекты Министерства обороны и кое-где (на том берегу дока) встречаются военные. Конечно, мне бы не хотелось иметь такую встречу. Но, я подумал, почему граффитисты лазают и портят объекты культурного наследия нашей страны и им ничего за это не бывает, а любознательный краевед, который ратует за сохранение истории своей страны, не может показать данное уникальное строение народу и рассказать о нём интересные факты? Поймают так поймают - решил я.
Большинство этих фотографий я никогда не выкладывал так как в 2016 году к Петровскому доку был организован довольно неплохой залаз (с подставками через забор) и чтобы, как говорят, не сильно палить локацию тем что здесь можно чувствовать себя относительно расслаблено, отложил этот фотоматериал. В настоящее время док полностью вычистили, судя по недавнему виду с моста, поставили новый забор и стали за ним лучше следить. А на 2016 год здесь на ступенях росли деревья.
В самом конце на фотографии виден разводной мост, по которому ходит транспорт и бродим мы с вами, туристы. Количество зелени, конечно, меня тогда поразило. Я даже не был уверен увижу ли дно дока. Хотя зелень, к слову, довольно хорошо исполняла роль маскировки. Отчего находиться здесь было спокойнее, чем на открытом пространстве.
Немного данных о доке. Я же, в конце концов, лазал не ради граффити, а за историей.
Петровский док строился с 1719 по 1752 год. Как говорят, макет чертил лично Петр Первый. Также он активно принимал участие в строительстве данного гидротехнического сооружения. Работу круглый год вели 3 тыс. человек, присланные из разных губерний.
Уникальность дока заключается в том, что в нём одновременно могли встать на ремонт более 10 судов! Так как был изобретён новый способ осушения дока: был вырыт глубокий бассейн, соединённый шлюзами с доком.
Когда в док вводили судно, шлюз со стороны Финского залива закрывали (позади за кадром), а двери другого шлюза (впереди на фото) открывали, и вода несколько часов самотёком уходила в бассейн, осушая то место где находилось судно, то есть Петровский док. Также во время ремонта воду выливали из бассейна с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы. Для сравнения, в обычный док в Европе помещалось 1 или 2 судна, а на откачку воды уходило от двух недель до месяца. В случае же с Петровским доком его можно было осушить всего за 24 часа. Гигантская экономия времени!
В доке сохранились исторические рельсы, но положенные позже, когда док модернизировали. Датируются они 1914 годом.
А вот оно - историческое мощение на дне Петровского дока. Именно здесь и ступал император Всероссийский Пётр Алексеевич. Очень надеюсь, что туристам в будущем дадут возможность ходить по этим камням, и не закроют дно каким-то современным покрытием.
Вот та самая лестница, по которой ко мне могли прийти люди, что работали на том берегу. Но, к счастью, никто не пришёл. На моей же стороне была такая же симметричная этой лестница, по которой я и спустился на дно дока.
А за этот артефакт, судя по всему, привязывали корабли. Таких чугунных столбиков, расположенных по краям Петровского дока, можно встретить несколько.
По самой шлюзовой двери можно ходить, в её верхней части оборудованы смотровые дорожки. Однако, мне это было незачем. Сделал кадр, чтобы вы представляли себе как ворота выглядят сверху.
За шлюзовой дверью располагается второе пространство, в которое сливалась вода из Петровского дока. Так называемый крест-канал с доками, в центре которого находится заросший водосливной канал. По сути круглое большое отверстие, куда уходила вода, как в ванной.
На макете он выглядит так. Длинный - это Петровский док. А слева - это крест-канал с доками, в центре которого и находится водосливной канал.
После того как вода из Петровского дока уходила в крест-канал с доками, а затем в водосливной канал, далее она шла по огромной трубе в сторону Морского собора под нынешней Коммунистической улицей и затем в Петровский овраг, на дне которого я сейчас и нахожусь, снимая Макаровский мост. Этот овраг видели все туристы.
Как только вода проходила Петровский овраг она попадала в доковый бассейн, который сейчас доступен для обзора любому туристу. Там в настоящее время располагается смотровая площадка и можно увидеть как на берегу бассейна сохранилась насосная станция, которая откачивала из него воду в Отводной канал.
После закачки воды в Отводной канал, она попадала в Обводный канал, который также могут наблюдать гости Кронштадта. Он окаймляет всю центральную часть города, где исторически располагались военные объекты.
И далее по Обводному каналу под мостом, покрытие которого уложено чугунными пластинами, мимо здания всем известной Машинной школы вода уходила обратно в Финский залив.
Всё, что я описал, наглядно показываю на схеме.
На этом завершу свою прогулку по Петровскому доку. Как пишут в интернете, залазы в док закрыли плотно после того как внутрь упал маленький мальчик, которого привёл туда нетрезвый дедушка.
В настоящее время с интересного ракурса его можно увидеть, если зайти за здание, расположенное по Коммунистической улице дом 3А. Забраться на горку и сделать такие кадры на память, пока это место не реконструировали.
Хотелось бы верить, что в доке создадут действительно впечатляющий музей. Не зря из Кронштадта хотят сделать город-музей военно-морской Славы России. Пожелаю проектировщикам удачи!
Спасибо всем за внимание! Надеюсь, что вам было интересно!