К несогласованным митингам присоединились Казань, Челны и Альметьевск. И если в столице и втором по величине городе республики участники так и не смогли разобраться, за что выступают, то в нефтеграде люди высказывали вполне четкие требования - борьба с коррупцией, нищетой и против повышения цен.
Казань не поняла, зачем это все
18.50. Льёт омерзительный моросящий дождь, на улице ветер и колющие глаз сумерки - 10 минут до начала акции, но у «места встречи» на Баумана, известном всем казанцам, только журналисты и полиция.
19.00. Торжественно бьют часы. В фильмах это бы ознаменовало начало грандиозных событий, но мы не в фильмах. Силовики пока ещё даже не оцепили улицу - большинство из тех, кто попадает в кадр фото- и видеокамер СМИ, просто спешит с работы домой.
Вскоре начинают образовываться небольшое кучки людей и в одно мгновение сливаются в толпу. Здесь и пожилые люди, и студенты, и родители с детьми-подростками. Люди ничего не скандируют, ничего не просят и просто стоят. Рядом никакого ОМОНа с дубинками, полиция даже не требует разойтись. На «арене» появляется пьяный мужчина в шарфе КПРФ, изрыгая крики души и белые вязкие слюни. К нему тут же бежит толпа прессы, от чего всем становится смешно.
Но вдохновителем коммунист все-таки сработал: вскоре после него толпа начала скандировать привычные лозунги: «Свободу политзаключенным», «Врача Навальному». Особо инициативных тут же уводят в автозак силами как будто выросшей из дождя Росгвардии: зачинщиков кричалок, девушку, просто раздающую цветы.
Улицу оцепляют. Полиция приказывает толпе разойтись и даёт на это три минуты. Но путей к отступлению не обеспечивает - ОМОН по-прежнему никого никуда не пускает. Те, кто хотят выйти из оцепления, вынуждены тыкаться по углам как котята. В итоге группу людей, которая хотела уйти, выпускают через ГУМ, но не всех из желающих. В различных Телеграм-чатах начинаются споры о том, что это могла быть ловушка - якобы силовики дежурят на выходе из ТЦ. Но всем быстро становится очевидно, что на Баумана не происходит ничего: люди просто стоят, разбитые на маленькие группы. И полиция ничего не предпринимает. В этом молчаливом стоянии (почти как на реке Угре, только менее масштабном) ничего, кроме всеобщей растерянности.
Около 20 часов люди начинают обсуждать перемещение к площади Свободы. Решено собраться около театра оперы и балета. Там, конечно, в аккуратную колонну выстроены автозаки. В конечном итоге к театру дошла лишь половина из тех, кто был на Баумана. Скандирования так и не начались: ОМОН тут же начал задерживать, и толпа бросилась врассыпную.
После этого решили идти к Кремлю, но до него фактически так никто и не дошёл. Самое большое задержание случилось у Чёрного озёра: там выстроилась целая очередь загнанных в угол, для которых подогнали пару-тройку автобусов.
Остальных участников задерживали небольшими группами по пути к Кремлю. Некоторых брали по одиночке. Но никаких жестких задержаний. Все максимально корректно.
У сотрудников явно было распоряжение обходиться без применения грубой силы. Они действовали слаженно и отрепетированно. Поэтому задержания проходили легко и просто, как нечто ожидаемое и само собой разумеющееся. Позже народ выльет своё негодование в чатах:
«Расходитесь, вас опрокинули из-за отвратительной координации», - написал один из пользователей. По предварительным данным, в Казани по итогам несанкционированной акции в отделы полиции отправили 34 человека.
В Челнах на акцию вышли подростки
В автограде местом встречи сторонники Навального традиционно выбрали площадь Азатлык у городской мэрии. Уже на подходе к «точке рандеву» в глаза бросалось непривычное количество полицейских. У обочины между экипажами ДПС пристроилась и машина с бойцами Росгвардии и ОМОНом. С другой стороны, у остановки на проспекте Мира, в ожидании стоят три «больших» автобуса 26-го маршрута. Однако ждут они совсем необычных пассажиров.
Если оставить за скобками значительное количество силовиков, то за 15 минут до запланированного времени начала несогласованной акции площадь живет своей обычной жизнью - прохожие идут по своим делам, дети катаются на самокатах и велосипедах. Амфитеатр, где во время прошлых акций собирались участники несанкционированных мероприятий, пустует - здесь «тусуется» лишь несколько подростков. Спустя какое-то время на площадь высыпал «десант» из горожан в светоотражающих жилетах. Вооружившись метлами и граблями, они усердно принялись подметать газон. Картину неожиданного «субботника» дополнял деловито разъезжающий по дорожкам грузовичок, омывающий струйками воды и без того чистые тротуары и не успевших отскочить пешеходов.
Амфитеатр тем временем наполнялся разрозненными группами по два-три человека. Кто-то слушал музыку, кто-то разговаривал, слышался смех, и было не совсем понятно, началась уже несанкционированная акция или горожане просто пришли вечером отдохнуть. Известных в городе активистов, однако, видно не было - до конца акции никто из них так и не появился. Выступить триггером решила девушка. Вскочив с места, она бросилась вниз по ступеням, призывно обращаясь к окружающим.
- Что же мы сидим? Вперед! Вставайте! Мы за свободу Навального! Выходите, Челны! - кричала она.
Ряды, неуверенно и с неохотой, дрогнули. Еще несколько минут участникам собрани потребовалось на то, чтобы собраться более-менее плотной группой. Но многочисленной ее сделать не получилось - количество митингующих не превышало 50 человек.
Само шествие закончилось, так и не успев начаться. Стоило только толпе обогнуть амфитеатр и выйти на площадку у остановки, как в дело вступили полицейские (собственно, если бы не прозвучавшие призывы, то «прогулке», скорее всего, никто бы и вовсе мешать не стал). Быстро поредевшую группу сторонников Навального взяли в плотное кольцо. К тому моменту в их рядах и вовсе осталось человек 30, зачем-то принявшихся водить хоровод. Остальные, завидев черные каски бойцов Росгвардии, вероятно, решили, что здоровье некоего заключённого им не слишком важно, да и завтра рано вставать на пары.
Оказавшихся в кольце граждан призвали разойтись, отмечая, что акция носит незаконный характер. После непродолжительных раздумий среди участников совсем никого не осталось, а двух девушек-зачинщиц сотрудники проводили в припаркованный неподалеку автобус. Казалось, что на этом все и закончится - вооруженные дубинками товарищи стройными рядами уже потянулись к ожидавшим их транспортным средствам. Однако митингующие решили пошалить в другом конце площади, ближе к зданию мэрии. Где, спустя несколько минут, их снова взяли в кольцо.
Город тем временем погрузился в сумрак. Окруженные полицией «бунтари» в количестве совсем уже несерьезных 20 человек решили, несмотря на не вполне подходящую «компанию» из ребят с нашивками ОМОН, устроить мини-дискотеку: из центра кольца донеслось заводное «забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде -18 мне уже». Целовать участников несанкционированной акции, понятное дело, никто не стал, а вот забрать - забрали. Ровно до еще одного подкатившего автобуса, куда порядком продрогших митингующих аккуратно погрузили. Судя по оказавшимся в салоне гражданам, не вполне подходила песня и по возрасту -18 явно было далеко не всем.
Прямо в салоне, под бдительным присмотром камер СМИ у участников несанкционированной акции, уточняли личные данные. А после выпускали по 2-3 человека из автобуса, где каждого встречал капитан полиции и вежливо, в нескольких красноречивых выражениях объяснял, что выносится предупреждение, а во избежание иных мер воздействия следует избрать более законный метод выражения своей гражданской позиции.
Собственно, на этом несанкционированная акция в поддержку Навального в Челнах и завершилась. Чего, как и зачем хотят «митингующие», осталось за кадром. А в объективах камер, как ни странно, оказались по большей части лишь подростки - напуганные, растерянные, но полные энергии.
Политическая культура в Альметьевске
Еще одним городом в Татарстане, где были замечены участники несанкционированной акции, стал Альметьевск. Здесь сторонники Навального собрались на площади Ленина. На территории дежурили три машины полиции, один автобус под автозак и около 10 сотрудников в форме, часто оглядывающихся по сторонам. Мимо проходили жители: одни не понимали, что происходит, другие, как и полицейские, заинтересованно осматривались.
Спустя минут 10 к памятнику подошли парень с девушкой. Через несколько минут к ним присоединилось ещё пять человек. Первое время они просто стояли, словно боялись начать разговор, затем мужчины взяли инициативу в свои руки. Стали звучать короткие высказывания о политике.
- А вы местные активисты? - спрашиваем мы.
- Мы граждане, которые хотят жить в России. Мы правосознательные граждане, - отвечают с недоверием мужчины, посматривая бегло на полицейских по периметру.
Поняв, что журналисты не представляют какой-либо опасности, пришедшие стали идти на диалог.
- Мне кажется, Навальный - нормальный парень, говорит, не молчит. А что он сидит, ну, полстраны сидит, - вдруг отвечает мужчина. - Мы пришли, потому что уже «заколебались» в этот магазин ходить, в эту заправку ходить, кормить «Татнефть». Как им (чиновникам. - Ред.) хватает смелости повышать цены? <...> Людям «жрать» нечего, а они цены повышают. Понятно, что это накалит обстановку в обществе. Навального уже сколько раз сажали, сколько раз люди в Москве выходили! Для нас он просто спусковой крючок.
Также горожанин отметил, что недоволен ситуацией с местами в детские сады и школы.
- Я когда помоложе был, мне было нормально: не было семьи, здесь заработал, там заработал. Когда дети появляются, ты понимаешь, что… Вот у меня друг, чтобы дочку отправить в этот лицей, стоял за сутки! Это нормально? В городе набирали две группы в ясли в этом году. Одна была около ресторана «Валентина» (ул. Герцена, 80Б), другая - в [селе] Калейкино. Мы живем, где рынок новый (ул. Ленина, 124). Вот каждое утро туда/обратно, потому что не было других мест, - добавляет он.
К его словам присоединяется женщина и говорит, что люди должны жить по принципу «один за всех и все за одного», а по отдельности они пропадут. Ее слова подхватил мужчина, представившийся Дмитрием. Мы решили спросить, почему он вышел на площадь Ленина.
- Когда, если не сегодня? Завтра уже никто не соберётся. Мы хотим жить в настоящем правовом государстве, а не в полицейском. Плюс можно добавить неправомерное применение силы полицейских в Казани, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Я думаю, это неприемлемо. Люди не должны бояться выражать своё мнение. Мы можем выражать его мирно в соответствии с законом, как мы и делаем. Мы имеем на это право. Свои права нужно отстаивать, - ответил он нам.
Тем временем круг собеседников на площади увеличился примерно до 15 человек.
- Жаль, что не пришло 418 человек, как регистрировалось, - говорит вновь подошедший мужчина.
Из разговора становится ясно, что он приехал из Москвы, но родом из Альметьевска. Он так же считает, что ситуация с Навальным стала поводом для людей выйти на улицу, но не причиной.
- Причина - это подпольная коррупция, нищета. У меня вроде каждый год растёт зарплата, но богаче я как-то не становлюсь. Я сам живу в Москве, получаю по тем меркам небольшие деньги, для Альметьевска - неплохие. Но богаче я не становлюсь ни капельки. На мировой арене мы политические изгои, никто с нами не дружит. Из друзей у нас только Венесуэла, Беларусь и другие страны третьего мира. В целом все как-то складывается… Знаете, такое чувство, что этот вопрос стал риторическим. Просто посмотрите, что происходит вокруг, - добавил Сергей Жуков.
Спустя несколько минут к собравшимся подошёл полицейский.
- Можно секунду вашего внимания. Цель вашего сбора здесь?- спрашивает он.
- Общаемся, - отвечают они. - А вашего?
- Мы охрана общественного порядка.
- Спасибо, что охраняете.
- Хотел вас предупредить. Знаете, наверно, какие мероприятия проходят?
- Антиковидные.
- Кроме них? Митинги проходят. Поэтому если ваша цель сбора такая, то ваши действия незаконны, предупреждаю вас, - замечает сотрудник.
- Ну не митингуем же, просто общаемся.
- Я вас предупредил.
Альметьевцы вновь поблагодарили сотрудника за его работу и продолжили дискуссии. В течение 1,5 часа они говорили о политике, социальных проблемах, вакцинации, ситуации в других городах. А затем стали расходиться. Задержанных не было.