Найти в Дзене
Исторический музей

«Вождь» или «человек»? Образ Ленина в изобразительном искусстве к 40-летию Великого Октября

Оглавление

С новой силой образ Ленина предстал в изобразительном искусстве «оттепели» после XX съезда КПСС (1956 г.) с разоблачением Хрущёвым культа личности Сталина, в юбилейную дату главного для СССР события Великой Октябрьской социалистической революции — к её 40-летию. Дело в том, что образ Сталина в прошедшие годы заслонил в пропаганде и искусстве образ Ленина.

С началом активной десталинизации образ Сталина уже почти не встречался, а ведущая роль в его замене всё более отводилась образу Ленина

В рассматриваемой новой волне ленинизации немалая роль была отведена идеологами из ЦК КПСС изобразительному искусству с его наглядностью и относительной быстротой исполнения произведений, например, плакатного жанра.

Плакат «Да здравствует всепобеждающее знамя ленинизма!» Художник М. Нестерова-Берзина. Москва, 1957 г.
Плакат «Да здравствует всепобеждающее знамя ленинизма!» Художник М. Нестерова-Берзина. Москва, 1957 г.

Особенно мобильно отозвалось на новую тенденцию плакатное искусство. На плакате Марии Нестеровой-Берзиной «Да здравствует всепобеждающее знамя ленинизма!» вокруг бюста В. И. Ленина как вокруг Солнца или даже как центра Вселенной «обращаются» изображения праздничных толп советского народа, флагов и гербов союзных республик с надписью «СССР», крейсера «Авроры» и Зимнего дворца с лозунгом «За власть Советов», плотины ГЭС (скорее всего, Куйбышевской, сданной к юбилею Октября в 1957 г.) с лозунгом «Миру — мир».

Ленин это вождь и божество, дарующее истинное учение ленинизм

Образом Ленина «освящалась» советская национальная политика (после XX съезда уже с эпитетом не «ленинско-сталинская», а «ленинская»). Подкреплялась ленинским авторитетом и политика «мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами». Так ЦК КПСС разрешил к юбилею Великого Октября впервые опубликовать в СССР в газете «Правда», журналах «Коммунист» и «Партийная жизнь» интервью В. И. Ленина, данное им в 1920 г. американским журналистам со словами о «мирных экономических взаимоотношениях между… Советской республикой и капиталистическими державами Запада». Если вернуться к образу Ленина на данном плакате — это вождь и божество, дарующее истинное учение (ленинизм), он дан в привычном виде, в каком представал в искусстве с 1930-х гг.

Плакат «1917–1957. Народ и партия – едины!» Художник В. Иванов. Москва, 1957 г.
Плакат «1917–1957. Народ и партия – едины!» Художник В. Иванов. Москва, 1957 г.

Ленин красного цвета на юбилейном плакате Виктора Иванова «Народ и партия — едины!» как монумент указывает на заднем плане путь разным поколениям, олицетворяющим различные этапы жизни советского народа в его борьбе: красногвардейцу — «за Советскую власть», рабочему первых пятилеток — «за социализм», красноармейцу времён Великой Отечественной войны — «за нашу Советскую Родину» и рабочему 1950-х гг. — «за коммунизм».

Образ Ленина связывал «ленинскую партию» и народ, разные поколения и периоды советской истории

Исследователь Т. Г. Колоскова отмечает:

«С середины 1950-х гг. ни одна октябрьская годовщина не обходилась без лозунга „Народ и партия — едины“. Эта идеологема приобрела особое звучание после смерти Сталина и решений XX съезда, пережитых массовым сознанием как космическая катастрофа. Правящая элита нуждалась в нравственных санкциях власти. Иллюзия единства партии и народа давала силу властному аппарату, уверенность в своей правоте».
Плакат «Ленин вечно живой». Художник М. Гордон. Москва, 1957 г.
Плакат «Ленин вечно живой». Художник М. Гордон. Москва, 1957 г.

На плакате Михаила Гордона «Ленин вечно живой» был использован ленинский образ с картины И. И. Бродского «В. И. Ленин на фоне Кремля» (1924 г.). Художник Бродский для создания образа вождя на этом полотне в своё время использовал фотографию В. И. Ленина с В. Д. Бонч-Бруевичем, сделанную в 1918 г. на территории Кремля. Наличие такой «документальности» на плакате М. А. Гордона должно было помочь показать широким массам образ Ленина не как «божества», а как «реально жившего» на земле человека.

Ленин представал в плакатном искусстве к 40-летию Великого Октября не только «вождём», но и «человеком»

И действительно, Владимир Ильич на плакате Гордона стоит непринуждённо, он смотрит с прищуром и улыбкой, о чём-то задумался, но, быть может, уже в следующее мгновение полностью обратит свой заинтересованный взгляд в сторону зрителя.

Плакат. "Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить". В. Маяковский. Художник В. Владимиров. Москва, 1957 г.
Плакат. "Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить". В. Маяковский. Художник В. Владимиров. Москва, 1957 г.

В обществе сталкивались различные мнения, каким представлять образ Ленина. Так, на зрительской конференции по обсуждению спектаклей московских театров, поставленных к юбилею революции, шли дискуссии по поводу образа «вождя мирового пролетариата» в спектакле «Вечный источник» (Малый театр). Одни зрители восхищались «скромностью» Ильича и тем, как ему «близки интересы народа». Другие же требовали отражать образ вождя «реалистично», указывали на основе прочитанных мемуаров на то, что Ленин ходил на охоту не один, а в сопровождении шофёра С. К. Гиля, и на то, что «не в духе Владимира Ильича» схватить сажень и самому измерять землю.

Образ Ленина занимал важное место на масштабной Всесоюзной художественной выставке, посвящённой 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (5 ноября 1957 г. — 16 марта 1958 г.), в новом Центральном выставочном зале «Манеж». На ней было представлено около 6 тыс. произведений искусства (живописи, скульптуры и пр.).

В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО Художник Л. Шматько Харьков, 1957 г.
В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО Художник Л. Шматько Харьков, 1957 г.

С данной выставки в «Манеже» в собрании Исторического музея присутствует картина украинского художника из Харькова Леонида Шматько «В. И. Ленин у карты ГОЭЛРО». На ней Ленин, делающий доклад об электрификации страны на VIII Всероссийском съезде Советов (1920 г.), экспрессивно обращается к представителям народа, которые занимают уже не только зрительный зал, но и саму сцену Большого театра. Из верной «ленинской гвардии» на полотне «нашлось место» только Г. М. Кржижановскому (реально делавшему на этом съезде доклад по плану ГОЭЛРО) и Ф. Э. Дзержинскому. Большинство лиц на самом деле присутствовавших тогда в президиуме съезда было репрессированы и/или низвергнуты из партийного пантеона (Сталин), а их образы «изгнаны» из советского искусства. Впрочем, официальному искусству как раз и следовало подчеркнуть народность, демократичность вождя. Неслучайно данная картина после закрытия юбилейной выставки поступила в собрание Центрального музея В. И. Ленина.

Плакат. 1917. Ленин - вождь Октября. 1957. Художник П. Домбровский. Ленинград, 1957 г.
Плакат. 1917. Ленин - вождь Октября. 1957. Художник П. Домбровский. Ленинград, 1957 г.

Так, плакаты и картины, сохранённые в Историческом музее, показывают, что власти и художники желали к 40-летию Октября отойти от помпезности ленинского образа, но в то же время опасались, что образ «простого» Ильича принизит Ленина как вождя революции и основателя Советского государства. Ленинский образ, «реанимированный» в «оттепель» ленинский культ, оставался одной из самых важных идеологических опор Советской власти вплоть до последних лет перестройки.

Больше о личности и жизни В.И. Ленина вы можете узнать на сайте спецпроекта Исторического музея Музей Владимира Ильича Ленина