С новой силой образ Ленина предстал в изобразительном искусстве «оттепели» после XX съезда КПСС (1956 г.) с разоблачением Хрущёвым культа личности Сталина, в юбилейную дату главного для СССР события Великой Октябрьской социалистической революции — к её 40-летию. Дело в том, что образ Сталина в прошедшие годы заслонил в пропаганде и искусстве образ Ленина.
С началом активной десталинизации образ Сталина уже почти не встречался, а ведущая роль в его замене всё более отводилась образу Ленина
В рассматриваемой новой волне ленинизации немалая роль была отведена идеологами из ЦК КПСС изобразительному искусству с его наглядностью и относительной быстротой исполнения произведений, например, плакатного жанра.
Особенно мобильно отозвалось на новую тенденцию плакатное искусство. На плакате Марии Нестеровой-Берзиной «Да здравствует всепобеждающее знамя ленинизма!» вокруг бюста В. И. Ленина как вокруг Солнца или даже как центра Вселенной «обращаются» изображения праздничных толп советского народа, флагов и гербов союзных республик с надписью «СССР», крейсера «Авроры» и Зимнего дворца с лозунгом «За власть Советов», плотины ГЭС (скорее всего, Куйбышевской, сданной к юбилею Октября в 1957 г.) с лозунгом «Миру — мир».
Ленин — это вождь и божество, дарующее истинное учение — ленинизм
Образом Ленина «освящалась» советская национальная политика (после XX съезда уже с эпитетом не «ленинско-сталинская», а «ленинская»). Подкреплялась ленинским авторитетом и политика «мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами». Так ЦК КПСС разрешил к юбилею Великого Октября впервые опубликовать в СССР в газете «Правда», журналах «Коммунист» и «Партийная жизнь» интервью В. И. Ленина, данное им в 1920 г. американским журналистам со словами о «мирных экономических взаимоотношениях между… Советской республикой и капиталистическими державами Запада». Если вернуться к образу Ленина на данном плакате — это вождь и божество, дарующее истинное учение (ленинизм), он дан в привычном виде, в каком представал в искусстве с 1930-х гг.
Ленин красного цвета на юбилейном плакате Виктора Иванова «Народ и партия — едины!» как монумент указывает на заднем плане путь разным поколениям, олицетворяющим различные этапы жизни советского народа в его борьбе: красногвардейцу — «за Советскую власть», рабочему первых пятилеток — «за социализм», красноармейцу времён Великой Отечественной войны — «за нашу Советскую Родину» и рабочему 1950-х гг. — «за коммунизм».
Образ Ленина связывал «ленинскую партию» и народ, разные поколения и периоды советской истории
Исследователь Т. Г. Колоскова отмечает:
«С середины 1950-х гг. ни одна октябрьская годовщина не обходилась без лозунга „Народ и партия — едины“. Эта идеологема приобрела особое звучание после смерти Сталина и решений XX съезда, пережитых массовым сознанием как космическая катастрофа. Правящая элита нуждалась в нравственных санкциях власти. Иллюзия единства партии и народа давала силу властному аппарату, уверенность в своей правоте».
На плакате Михаила Гордона «Ленин вечно живой» был использован ленинский образ с картины И. И. Бродского «В. И. Ленин на фоне Кремля» (1924 г.). Художник Бродский для создания образа вождя на этом полотне в своё время использовал фотографию В. И. Ленина с В. Д. Бонч-Бруевичем, сделанную в 1918 г. на территории Кремля. Наличие такой «документальности» на плакате М. А. Гордона должно было помочь показать широким массам образ Ленина не как «божества», а как «реально жившего» на земле человека.
Ленин представал в плакатном искусстве к 40-летию Великого Октября не только «вождём», но и «человеком»
И действительно, Владимир Ильич на плакате Гордона стоит непринуждённо, он смотрит с прищуром и улыбкой, о чём-то задумался, но, быть может, уже в следующее мгновение полностью обратит свой заинтересованный взгляд в сторону зрителя.
В обществе сталкивались различные мнения, каким представлять образ Ленина. Так, на зрительской конференции по обсуждению спектаклей московских театров, поставленных к юбилею революции, шли дискуссии по поводу образа «вождя мирового пролетариата» в спектакле «Вечный источник» (Малый театр). Одни зрители восхищались «скромностью» Ильича и тем, как ему «близки интересы народа». Другие же требовали отражать образ вождя «реалистично», указывали на основе прочитанных мемуаров на то, что Ленин ходил на охоту не один, а в сопровождении шофёра С. К. Гиля, и на то, что «не в духе Владимира Ильича» схватить сажень и самому измерять землю.
Образ Ленина занимал важное место на масштабной Всесоюзной художественной выставке, посвящённой 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (5 ноября 1957 г. — 16 марта 1958 г.), в новом Центральном выставочном зале «Манеж». На ней было представлено около 6 тыс. произведений искусства (живописи, скульптуры и пр.).
С данной выставки в «Манеже» в собрании Исторического музея присутствует картина украинского художника из Харькова Леонида Шматько «В. И. Ленин у карты ГОЭЛРО». На ней Ленин, делающий доклад об электрификации страны на VIII Всероссийском съезде Советов (1920 г.), экспрессивно обращается к представителям народа, которые занимают уже не только зрительный зал, но и саму сцену Большого театра. Из верной «ленинской гвардии» на полотне «нашлось место» только Г. М. Кржижановскому (реально делавшему на этом съезде доклад по плану ГОЭЛРО) и Ф. Э. Дзержинскому. Большинство лиц на самом деле присутствовавших тогда в президиуме съезда было репрессированы и/или низвергнуты из партийного пантеона (Сталин), а их образы «изгнаны» из советского искусства. Впрочем, официальному искусству как раз и следовало подчеркнуть народность, демократичность вождя. Неслучайно данная картина после закрытия юбилейной выставки поступила в собрание Центрального музея В. И. Ленина.
Так, плакаты и картины, сохранённые в Историческом музее, показывают, что власти и художники желали к 40-летию Октября отойти от помпезности ленинского образа, но в то же время опасались, что образ «простого» Ильича принизит Ленина как вождя революции и основателя Советского государства. Ленинский образ, «реанимированный» в «оттепель» ленинский культ, оставался одной из самых важных идеологических опор Советской власти вплоть до последних лет перестройки.
Больше о личности и жизни В.И. Ленина вы можете узнать на сайте спецпроекта Исторического музея — Музей Владимира Ильича Ленина