Три вопроса кладбищенского сторожа молодому Шопенгауэру, будущему знаменитому философу, подвигнувшие его на размышления о человеческой жизни: «КТО ТЫ? ОТКУДА? КУДА ИДЁШЬ?». Все ли мы и часто ли ищем ответы на такие вопросы, сидя дома, в суете повседневности или путешествуя по России и миру…
Вечером в селе Киструс*, я любил выходить на берег – он круто уходил вниз, русло было слишком большим для обмелевшей в этих местах Оки, потому что это было старое русло, “старица”, и стояло над водой солнце, медленно опускалось, а в ответ на земле зажигались огни: череда огоньков, а самые кучные и яркие были огни Спасска-Рязанского, одного из многих городов-Спасов, которые разошлись по всей Руси: Спасск-Дальний, Спасск Пензенский, Спасск Татарский… Я часто бывал в Спасске, исходил его вдоль и поперек: вот тут, на развилке дороги, памятник Гагарину, далее – городская площадь со сквером и статуями пионеров, рядом – книжный магазин, где я купил книги Бунина и графа Салиаса, а еще дальше – Ока, новое русло, и паромщик ловил рыбу с пристани. Меня крестили в Спасске, в храме Вознесения Господня – деревянном храме, таком же простом и одновременно чудесном, как этот уездный городок. Он был для меня первым узнанным маленьким городом, а потом было еще много других, вроде бы похожих, но одновременно особенных – как полевые цветы в пестром летнем многоцветии. Шацк, Белореченск, Верея, Шилово, Вышний Волочек – еще и еще, и в каждом трепетало какое-то особенное пламя, своя свеча перед небесной иконой Святой Руси. В каждом были свои ремесла и свой уклад, свое особое течение жизни, пусть тихо, едва движимо (на фоне всеобщей унификации), но продолжавшееся и в советские годы. Есть оно и сейчас, но все чаще затягивает их жителей в ветряные водовороты пустого времени, перелетного времени-обмана, и сквозняки выстуживают изнутри брошенные дома. А окрестности мегаполисов-мегамоллов прирастают зданиями, в которых будто перелетные беглые рои пчел, обустраиваются жители покинутых городков и деревень – более не спассцы, не белореченцы, не вышне-волочковцы, а просто приращение к растущему числу, черпающему суть в умножении самого себя.
Но все же, пока стоят маленькие города, неподвластные числу и бетону, теплятся их редкие огни. И перед сном хорошо повторять, как заклятие против нежити их имена: Спасск-Рязанский, Спасск–Дальний, Белореченск, Богородицк…
Автор: Максим Шмырев
*Киструс. О происхождении названия села Киструс существует несколько легенд. По одной из них, во время монголо-татарского нашествия на Старую Рязань в 1237 году село принадлежало оно то ли князю, то ли княжескому дружиннику по имени Кис, который в одном из сражений с монголо-татарами струсил и убежал с поля битвы. Поэтому и стали называть его сельцо Киструсом. По другой версии, Кис не сбежал, а не выдвинул свои полки на помощь рязанскому князю, когда тот был осаждаем монголо-татарами в Старой Рязани. Существует и третий вариант легенды, согласно которому Кис — татарский военачальник, который при подходе русских войск струсил и убежал.
Кем же был Кис на самом деле — неизвестно. Но разные варианты легенды сходятся в том, что некто по имени Кис оказался трусом. Отсюда и пошло название села «Киструс».
В 1869 году в селе Киструс на крутом берегу Оки была построена Троицкая церковь. По преданию, она была поставлена на том месте, где в 1837 году наследник российского престола Александр, путешествуя по России, намеревался переправиться на другую сторону Оки для обозрения Старой Рязани. Внезапно он изменил своё решение и, к великому удовольствию гребцов лодки, получивших по серебряному рублю, поехал в Рязань левым берегом Оки через село Ярустово.
Служба в Троицкой церкви продолжалась до 1937 года, когда храм был закрыт по распоряжению властей. Долгое время в нём находился склад сельхозпродукции. На сегодняшний день церковь обветшала и находится в аварийном состоянии. Хотя церковь и не относится официально к памятникам архитектуры, однако как памятник истории её следовало бы охранять. В 1996 году Троицкая церковь была передана Рязанской епархии, и с 1998 года там возобновлена церковная служба. Несколько лет идёт неспешная реставрация и восстановление храма. Впереди ещё большая работа.
Недалеко от Киструса находится Святое озеро. Легенда гласит, что когда-то давно на этом месте стояла церковь. Во время монголо-татарского нашествия произошло чудо — церковь вместе с прихожанами ушла под землю и не досталась захватчикам. Из-под земли хлынули потоки воды, и на этом месте образовалось озеро. Легенда повторяет известное сказание о граде Китеже, который также ушёл под воду и избежал разорения монголо-татарами.
Тайник заложен в небольшой берёзовой посадке около Святого озера.
Читайте больше материалов на нашем сайте