У большинства людей понятия «аристократ» или «дворянин» вызывают ассоциации с хорошо воспитанным, элегантным, смелым и уверенным в себе человеком. Насколько это мнение в целом верно, ответить сложно, но само понятие «аристократического воспитания», как и всегда, притягивает умы, и у многих родителей есть желание вырастить своего ребёнка в соответствии с дворянскими принципами.
Главное в аристократе, как писал известнейший английский дворянин XVIII века граф Честерфилд сыну, это хорошее воспитание. Принципы взращивания в будущем наследнике добродетелей в разных странах хотя и не были совсем схожи, однако имели общие основные черты. Не была исключением и Россия. Ольга Муравьёва, автор популярной книги «Как воспитывали русского дворянина», делится своим мнением об этих принципах:
1. Достоинство
Детям, родившимся в дворянских семьях, сызмальства объясняли, что их положение накладывает определённые обязательства, в соответствии с которыми следует взращивать в себе смелость, благородство, прямодушие и учёность. Разумеется, нужно, заботясь о своей чести, всегда держать данное слово и избегать лжи и лицемерия.
2. Отвага
Страх плохо действует на человека, ослабляя волю и делая его рабом более смелых окружающих. Поэтому ребёнка, как бы он ни был напуган, учили вырабатывать в себе способность сопротивляться этому сковывающему чувству и, преодолевая трусость, идти вперёд, добиваясь цели. Причём касалось это не только мальчиков, но и девочек.
3. Физическое развитие
Первоначальная обязанность дворян – военная служба и охрана монарха. Поэтому, несмотря на то, что в дальнейшем эта необходимость отпала, родившиеся в аристократической семье мальчики получали «начальную военную подготовку»: учились хорошо стрелять, ездить на лошадях, фехтовать и даже плавать. Всё вместе это давало неплохую спортивную подготовку, в любом случае пригождавшуюся в дальнейшей жизни.
4. Хладнокровие
Способность сохранять невозмутимость в любой, самой опасной или неприятной ситуации, всегда отличала настоящего дворянина от людей из других сословий. Ребёнка приучали не поднимать без крайней необходимости голос и не проявлять слишком живо свои эмоции – как положительные, так и отрицательные. Такое поведение, кроме соблюдения этикета, гарантировало и свободу от неизбежно окружающих любого человека сплетен и недопонимания.
5. Опрятный внешний вид
Конечно, речь не идёт о самолюбовании и следовании всем последним модным тенденциям, но и неаккуратности в одежде не допускалось. Выглядеть нужно было просто и сдержанно, но опрятно. Тем более, как писал Л. Толстой, люди своего круга прекрасно знали, как дорого стоит изысканная простота.
6. Приятное обращение
Разумеется, понравиться всем невозможно – как в то время, так и сейчас. Но соблюдать в поведении корректность и следовать предписаниям этикета не только вполне возможно, но для воспитанного человека просто необходимо. А реакция на это окружающих – уже их проблемы. Впрочем, обычно именно такой способ вести себя способен сохранить человеку старых друзей и помочь приобрести новых.
7. Деликатность
Речь, конечно, идёт не об излишней скромности или застенчивости, не дающей человеку сказать и слова, а именно об отсутствии нахальности и тщеславия. Не следует лезть не в своё дело, давать советы, когда в них не нуждаются, без толку проявлять свои таланты, как бы многочисленны они ни были.
Последуйте этим советам – и ваш ребёнок будет вести себя не хуже аристократа!