Похороны герцога Эдинбургского прошли скромно, как и хотел сам принц Филипп. Но, в то же время, это были похороны, где были соблюдены все церемониальные традиции. Принц Филипп и сам принимал участие в обсуждении деталей собственных похорон. В частности, он лично принимал участие в разработке катафалка на базе LandRover.
Традиция планировать собственные похороны пошла в Англии со времен королевы Виктории. Возможно, она продумывала свои похороны так тщательно потому, что коронация ее не вызывала особого впечатления. Духовенство потерялось в словах; пение было ужасным; и королевские ювелиры сделали кольцо для коронации не на том пальце.
Поэтому, как пишет МК
«Бабушка европейских монархов» составила инструкцию, согласно которой ей должны были устроить военные похороны. Она просила не устраивать после ее смерти церемонию публичного прощания с ее телом, а потребовала, чтобы все ее похороны – от лошадей до траурных нарядов – были оформлены в белых тонах. Она также настаивала на том, чтобы ее похоронили в белом платье и белой же свадебной фате, сохранившейся с ее свадьбы 1840 года с принцем Альбертом (он умер в 42-летнем возрасте в 1861 году).
Королева оставила инструкции о предметах, которые она хотела бы, чтобы ей положили гроб, включая гипсовую повязку с руки Альберта, один из халатов ее покойного супруга, а еще букетик шотландского вереска.
Виктория также настаивала на том, чтобы ее похоронили с обручальными кольцами (ее собственным и оставшимся от покойника-мужа) и кольцом, подаренным ее помощником – и, по мнению многих, любовником – Джоном Брауном. Вообще в гроб королева пожелала лечь полностью экипированной драгоценностями – кольца на каждом из пальцев, браслеты на обеих руках, ожерелье на шее. А от Джона Брауна – к немалому смущению королевской семьи – Виктория также пожелала забрать с собой на тот свет в качестве «сувениров» прядь его волос и фотографию.
Англия многим кажется хранительницей древних традиций, хотя долгое время искусство королевского зрелища принадлежало другим, более слабым народам: итальянцам, русским и Габсбургам.
Британские же ритуальные события были беспорядочными. На похоронах принцессы Шарлотты в 1817 году гробовщики были пьяны. Десять лет спустя во время похорон герцога Йоркского в часовне Святого Георгия стало так холодно, что министр иностранных дел Джордж Каннинг заболел ревматической лихорадкой, а лондонский епископ умер.
Возрождению королевских традиций современная Англия обязана сыну королевы Виктории, Эдуарду VII, который смог «визуализировать зрелище». Он превратил многие государственные события, в полномасштабные маскарадные мероприятия и, по собственному усмотрению, воскресил средневековый ритуал государственного возрождения.
Траурные процессии, церемонии прощания с мельчайшими подробностями, слова и одежда - все расписано сейчас до мелочей. У каждого - от монарха до слуги - в этом ритуале есть своя, четко прописанная роль.
Хотя каждая церемония имеет свое собственное лицо и свои особенности. Так, похороны самого Эдуарда VII в 1910 году возглавлял его фокстерьер Цезарь.
В 1936 году четыре сына Георга V возродили «Бдение принца», в котором члены королевской семьи прибывают без предупреждения в последнюю ночь и стоят на страже. Когда погибла принцесса Диана, приглашение на ночное бдение было разослано всем родственникам Дианы - Виндзорам и Спенсерам. Никто не пришел с ней проститься, и в последнюю ночь с ней был только один ее дворецкий.
Поскольку принцесса Диана погибла преждевременно, и, к тому же на момент смерти не была членом королевской семьи, не существовало плана ее захоронения. Но, под давлением общественности, устроившей настоящую истерию по погибшей принцессе, ей были устроены государственные похороны, для чего пришлось воспользоваться планом похорон королевы-матери. Таким образом, за пять лет до своей смерти, королева мать смогла увидеть собственные похороны.
Использованы материалы:
Королевские похороны принца Филиппа напомнили о зловещих предзнаменованиях
Последняя победа, которую принцесса Диана одержала в ночь перед своими похоронами
Особенности королевской смерти: как и где хоронили английских монархов