Найти тему
Исторические сражения

Проблемы с координацией парусных кораблей в бою и необычные решения

По этой причине морские сражения становились делом крайне сложным и требовавшим от моряков огромного опыта...

Читая описания знаменитых морских сражений прошлых эпох, создается впечатление их скоротечности, стремительности. На деле большинство из них шли часами, и за эту прорву времени противники не всегда даже успевали обменяться залпами. Причин такой неспешности несколько. Во-первых, для совершения маневра парусному кораблю требуется довольно много времени (иной раз простая смена галса занимала минут двадцать-сорок). А во-вторых, координация большого скопления кораблей требует неимоверных усилий и все того же времени. Так что быстро не выходило при всем желании.

Собственно, до появления линейной тактики в морские сражения флот шел всем скопом. А дальше как повезет и с кем сцепишься. И причина тут не столько в заторможенности теоретиков, сколько в отсутствии все тех же вменяемых средств связи и сигнализации. На суше можно делегировать полномочия через гонцов-связных или еще каким схожим образом. А на море такой финт не прокатывает – очень часто на ходу да при волнении отправить ялик с посыльным даже на соседний корабль невозможно. Что уж говорить о боевой обстановке!

В паровую эпоху для передачи сигналов стали доступны различные сирены, ревуны, гудки. А что делать в то время, когда из электрических приборов известны только шерсть и янтарь (ну еще стекло со слюдяной оклейкой), а дальность передачи команды напрямую зависит от возможностей глотки командующего?

Синопское сражение, 1853. Художник: Алексей Боголюбов
Синопское сражение, 1853. Художник: Алексей Боголюбов

На палубе парусного корабля тишина соблюдалась строжайше. За нарушение этого правила карали очень строго. И все равно по мере роста габаритов посудины и численности экипажа проблема голосовой коммуникации нарастала в геометрической позиции. А уж когда корабельное нутро додумались делить на ярусы, стало и того хуже.

Проблему решили с помощью музыкальных инструментов. Причем не абы каких (струнные не годятся в принципе из-за хрупкости), а духовых. Пригодились те из них, которые отличались особым, хорошо различимым звучанием. У англичан, понятное дело, для подачи сигналов на корабле применяли гнусавые волынки. У немцев прижились хриплые боевые горны (и не только у них). Ну а боцманам практически на всех флотах раздали по дудке – особому свистку, чей резкий и противный звук хорошо улавливался ухом вне зависимости от акустического засорения фона. Но это годилось в масштабах корабля. А как быть с командованием соединениями? Ведь даже рупор придумали только во второй половине XVII столетия (рассказы о берестяных горнах викингов, часто встречающиеся в исторических романах, целиком и полностью на совести авторов этого ширпотреба).

Средневековый свисток боцмана, конец XV - начало XVI в. Из Национального морского музея в Лондоне (rmg.co.uk)
Средневековый свисток боцмана, конец XV - начало XVI в. Из Национального морского музея в Лондоне (rmg.co.uk)
Серебряный, французский. Конец XVIII столетия. Источник: rmg.co.uk
Серебряный, французский. Конец XVIII столетия. Источник: rmg.co.uk

В эпоху античности в бой ходили на веслах. А паруса применяли как вспомогательный движитель на марше. Так что неудивительно, что в бою бездействовавший рангоут использовали для некоторых условных команд. Рей наклоняли на тот или иной борт. А о значении этого сигнала договаривались заранее. Но тут все равно с богатством выразительных средств выходило не густо.

Позднее систему разнообразили. Скажем, на мачту можно было поднять флаг или щит. Да и подъем можно варьировать по высоте. Что каждый раз может означать ту или иную информацию.

В начале XVII века в Венеции додумались поднимать разноцветные флаги на флагманских галерах. И тут уже зависело от того, где этот флаг разместили: на рее, на той или иной мачте… А еще, используя дополнительно звуковую сигнализацию (выстрел из пушки), можно было как-то скудную систему кодировки разнообразить.

Английский флот в бою с берберскими пиратами, 1676 год. Художник: Willem van de Velde
Английский флот в бою с берберскими пиратами, 1676 год. Художник: Willem van de Velde

В 1653 году англичане ввели флажковую сигнализацию. Она состояла из некоего набора стандартных флагов, каждый из которых означал какое-то действие. В ночное время флаги заменялись разноцветными фонарями. Система эта несколько раз совершенствовалась (в 1676 и 1693) путем увеличения количества флагов. Пока в конечном итоге не превратилась в двухфлажную. Собственно, флаги остались прежние. Только их количество удвоилось. И теперь сигнальщики поднимали два флага. И это сочетание уже и являлось неким кодом, значение которого зависело от предварительных договоренностей (иные адмиралы на флагманах держали типографию, которая при каждой смене системы сигналов печатала новые сигнальные книги на всю флотилию).

Но даже такая система не позволяла передавать сложные сообщения, потребность в которых возникала в бою. Собственно, судьба адмирала Бинга тому иллюстрация – подчиненные просто не смогли понять, чего от них требовал адмирал, вывесив непонятное сочетание сигналов. И потому части флагов доверили кодировать не законченную конфигурацию команд, а буквы алфавита. Так система стала трехфлажной (рубеж XVIII – XIX веков).

На корабле во время боя, начало XIX века. Иллюстратор: Giuseppe Rava
На корабле во время боя, начало XIX века. Иллюстратор: Giuseppe Rava

Флаги не сразу решили проблему коммуникаций между флагманом и подчиненными. Прежде всего оттого, что сигналы на мачте адмиральского корабля могли разглядеть ближайшие соседи. Чтобы как-то решить вопрос, стали использовать дублеров – кораблики низкого ранга, которые шли на траверзе (в стороне, сбоку) флагмана с небоевой стороны (чтобы не попасть под огонь противника) и дублировали все сигналы, поднятые флагманом.

Увы, даже такое решение годилось не для всех случаев жизни. И потому дублировать сигнал начальства заставили всех участников события. То есть тот, кто увидел сигнал командующего, был обязан сообщить (вывесив определенный флаг), что сигнал замечен. А после прочтения – что сигнал разобран. А потом дублировать его для передачи на другие корабли. И картина с увидел-разобрал-передал дальше повторялась. После того как приказ считывался всеми, поднимался особый флаг, означавший начало маневра.

Последний сигнал Нельсона в Трафальгарском сражении, 1805 год. Художник: Thomas Davidson
Последний сигнал Нельсона в Трафальгарском сражении, 1805 год. Художник: Thomas Davidson

А теперь представим, что адмирал отдает приказ по эскадре. Сигнальщики по книге составляют послание и вывешивают его на веревке. Эту гирлянду затем поднимают на мачте. С соседнего корабля сообщение замечают. Но на прочтение уходит какое-то время – наблюдатель должен сообщить дежурному сигнальщику о применяемой комбинации флагов. А тот сидит палубой ниже, поскольку сигнальные книги имели немалый формат и их берегли, так что на палубу не выносили. И так каждый раз, когда приходит очередное распоряжение. А теперь давайте представим скорость распространения информации по эскадре. Быстро ли получится? Вот, собственно, и объяснение замедленного маневрирования парусных соединений.

Совсем в конце XIX столетия еще придумают флажковый семафор, который ускорит передачу сообщений (это когда сигнальщик при помощи пары разноцветных флажков станет передавать информацию в пределах видимости). И этот способ благополучно доживет до конца ХХ столетия и даже до нашего времени. Правда, сегодня его считают устаревшим и сохраняют больше как традицию, а не как актуальную коммуникационную технологию.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала