Найти тему
КиноНытик

Андрей Кончаловский: говорил Тарковскому, чтобы не уезжал, но он посчитал меня агентом КГБ

Режиссер Андрей Кончаловский много работал со своим коллегой и тезкой – гениальным Тарковским. Они оба учились у Михаила Ромма, но на разных курсах: когда Кончаловский только осваивал азы режиссуры, автор «Зеркала» уже занимался дипломными работами.

Они сдружились на профессиональной почве – много обсуждали, а потом много работали. Так, именно Андрей Сергеевич написал сценарий к дипломной работе Тарковского «Каток и скрипка» 1960 года выпуска, а потом в качестве соавтора сценария выступил в проектах Андрея Арсеньевича «Страсти по Андрею» и «Иваново детство».

-2

Кончаловский как-то рассказал, что все работы его коллеги в период его обучения во ВГИКе были слабыми. Тогда в университете все были увлечены своими проектами, и никто с младших курсов особо не следил за тем, что снимали выпускники.

Андрей Сергеевич не может вспомнить, в какой именно момент Тарковский появился у него дома. Воспоминания начинаются с их совместного творчества, когда они сели вместе писать сценарий для работы Андрея Арсеньевича.

- Этот сценарий назывался «Антарктида – далекая страна», он есть у меня в архиве, поставлен он не был. Много времени мы тогда проводили у меня дома, сценарий долго не получался. Это был рассказ об экспедиции, где подняты темы предательства, измены долгу. Но на «Ленфильме» сценарий признали слабым, там не было драматургии. Хотя нам так не казалось, - говорит Кончаловский.
-3

Тогда Кончаловский и Тарковский сели за сценарий «Каток и скрипка», который и стал дипломной работой гениального режиссера. У этих двух режиссеров была своя интеллигентная компания, в которую помимо них входили сценарист Геннадий Шпаликов, актер Евгений Урбанский и даже какое-то время Людмила Гурченко.

По словам Андрея Кончаловского, позже в окружении Тарковского появился Артур Макаров – племянник Тамары Макаровой, который был очень рисковым человеком, хотя и оставался поэтом, писателем. Андрону не нравилось новое окружение его товарища, их пути постепенно разошлись. Этому способствовала вторая жена Тарковского, которая говорила ему, что Кончаловский завидует.

-4

Андрей Сергеевич делит для себя все картины Андрея Тарковского на раннее творчество, в котором были чувства и душа. С 1970-х годов они стали «умозрительными».

- Безусловно, он был безумно талантлив. Но его картины стали умозрительными, они попадают в мозг, а не в душу. Он сказал, что не должно быть души, а должен быть дух. Он после этого потерял свои главные качества, которые позволяли ему чувствовать, - говорит Кончаловский.

Режиссер убежден, что эмиграция его товарища сильно укоротила ему жизнь, потому что за границей Тарковский боялся, что на него выйдет КГБ. Андрей Кончаловский говорил Раковскому перед отъездом, что лучше остаться. Но тот считал товарища агентом того самого КГБ и не стал слушать, а в конце разговора прямо спросил: тебя подослали из КГБ?

Подписаться на канал «КиноНытик»