Найти тему
Кинокружок Курилова

В фильме «Никто» содержание задавлено формой, как прохожий – толпой гопников

Оглавление

Классная технарская работа, в которой понты далеко прогоняют здравый смысл. И на «Эй! Слышишь, иди сюда!» он даже не обернется. Американский боевик «Никто» Ильи Найшуллера («Хардкор») был отлично распиарен. Но как по факту получилось?

Утомленный рутиной семьянин Хатч живет с женой и детьми в обычном американском домике. После визита ночных грабителей и встречи с хулиганами он слетает с катушек и устраивает разборки русской мафии, разбудив рефлексы киллера. У бандитов есть претензия: Хитч побил брата (Александр Паль) держателя общака (Алексей Серебряков).

О том, что сценарист Дерек Колстад продал историю типа «Джона Уика», уже сказано. И сравнение не в пользу «Никто», как бы старательно Найшуллер ни отправлял отсылки. Даже «Джон Уик» стал очень хорош лишь в комплексе со второй частью, поднявшись до мифа. «Никто» местами духовно не дотягивает даже до грамотного b-фильма.

«Никто» собрал в США 19 млн долларов, что считается крутым, хотя «Последний богатырь: Корень зла» в России, например, собрал 28 миллионов. В итоге фильм с бюджетом в 16 млн и общими сборами в 34 млн с проката пока не окупился. Но оценки у кино высоки. В чем дело?

Классный экшн и клише про русских

Что получилось у Найшуллера? Эстетская картинка и брутальные сцены с перестрелками и рукопашкой. Со стильными рапидными съемками и музыкальной поддержкой почти как в клипе (тут Найшуллер, конечно, мастер). Все это круто и нарядно.

Также понятен интерес к хедлайнеру.
Боб Оденкёрк хорошо себя зарекомендовал ролью в сериале «Лучше звоните Солу», и его образ в «Никто» также эксплуатирует двойственность личности героя. А что еще?

Фильм позиционировался как самый-самый боевик, правдиво показывающий русских, пусть и антагонистов. Хм. Паль даже по-русски ни слова не сказал. Серебряков на сцене вульгарного ночного клуба от души спел «Бухгалтера» группы «Комбинация». Мелкая роль тандема Шнура и Найшуллера мировой аудитории ничего не дает, российские любители «Ленинграда» улыбнутся, но это юмор чисто для них. А что еще?

Получились стереотипные карикатурные образы крейзи рашенс, как из 90-х. Диалоги примитивные, редкие шутки – мимо. Ничего нового, кроме глупой попытки продать невзрачный прикол про Black Russian. История про «дитя Олимпиады-80» вызывает недоумение. Где тут смеяться?

Хатч наслаждается творимой жестью. А потом хвастается. Мужик? К/ф «Никто».
Хатч наслаждается творимой жестью. А потом хвастается. Мужик? К/ф «Никто».

Что это было?

Рядом с боевиками о защите семьи фильм встает, но это не полка, а большой стеллаж, да и защищает Никто близких кое-как, чаще даже наоборот. Как история о пробуждении былых рефлексов бывшего киллера (представителя спецслужб и т.п.) – тоже не новинка.

Как некий бунт подавленной маскулинности «Никто»
оценивать не интересно. Это могло сыграть при ином сценарии, будь Юлиан похож на Хатча. Был бы цивильный бандос, скучающий по разборкам 90-х, но ежедневно занимающийся рутиной, как тот бухгалтер...

Но сразу после «Комбинации» Юлиан поступает беспредельно жестко, и мы понимаем, что это просто бычье. И его роль оказывается примитивной, видимо, мыслящих антагонистов (тем более из России) тут не надо.

Песенка из 90-х – лучший русский момент фильма. Кадр из к/ф «Никто».
Песенка из 90-х – лучший русский момент фильма. Кадр из к/ф «Никто».

Своей картонностью герой Серебрякова похож на остальных. Все члены семьи Хатча без историй и эмоций, как массовка из «Похитителей тел», «черный русский» зря тратит время, хакерша не поняла что играет, Кристофер Ллойд обычно просто спит...

При этом автор, недавно сочинявший для Дольфа Лунгрена (поставьте его в первый «Джон Уик» вместо Кину Ривза и что получится?), очень беспечен в части драматургии, а Найшуллеру до этого как будто дела нет.

Оборваны линии с сыном, с дочерью, с мафией. Не прописан и не сыгран конфликт с женой (в этом место просто провал). Не работает линия с экс-коллегами Хатча по криминалу. Есть куча мелких дефектов, вроде глупых места и способа хранения общака, внезапно возникшей в руках Хатча пачки обгоревших купюр, которую он ранее бросил в огонь.

Не слишком ли цинично поступает Хатч в этом эпизоде, если учесть, сколько мирных женщин и мужчин в кадре? Ведет себя хуже бандитов. Кадр из к/ф «Никто».
Не слишком ли цинично поступает Хатч в этом эпизоде, если учесть, сколько мирных женщин и мужчин в кадре? Ведет себя хуже бандитов. Кадр из к/ф «Никто».

Очень плохой герой

Сам Хатч не соответствует образам нормальных героев боевиков: слишком гарцует и бахвалится прошлой жизнью, смакуя не боевой опыт, а воспоминания о том, как медленно и с удовольствием занимался приведением приговоров в исполнение. Он лишен комикс-харизмы персонажей RED, нуар-печали Джона Уика, в нем нет боли и жажды мести героев Чарльза Бронсона и т.д. Он просто одиозный персонаж.

Хатч не очень по отношению к людям. Даже кошку, наверно, не любит. Он испытывает мелочную антипатию к родственникам жены и ведет себя с ними подло. Ему нет дела до безопасности девушки в автобусе и своей семьи, иначе он (с навыками, о которых он с удовольствием талдычит весь фильм) выбрал бы иной способ решения проблемы с антагонистом Юлианом, сделал бы это по-тихому. Но нет. Он выбирает увеличение проблем в геометрической прогрессии. Ему просто так нравится.

Семейные линии в фильме не дотянуты. Кадр из к/ф «Никто».
Семейные линии в фильме не дотянуты. Кадр из к/ф «Никто».

Он не защищает, не мстит, не испытывает боль, он просто играет. Играет и Найшуллер, в нужный момент просто отправляя тех, кто мешает, в подвал или позволяя им покинуть клуб, в котором сам Хатч готов устроить... Он ведь он готов, не правда ли? Выглядит готовым. А ведь только в зале, где происходит беседа, находились десятки женщин, например.

Как вам такие отмороженные герой и постановка? Все это могло быть забавным в смешном постмодернистском экшне. «Никто» не постмодерн, он прямолинеен, глуп и не смешон. Это классно и круто снятый экшн в вяло прописанном и поставленном в части истории фильме.

Самые яркие «криминальные» экранизации в новом российском кино Достоинства экшна «Русский рейд». Час для быка, полчаса для ЧВК
Боевики – для неудачников? С Брюсом Уиллисом и Меган Фокс