С 2020 года для российских учителей в школе появился новый проект профессиональной аттестации, которая будет единой для всей страны.
Новая система называется “Национальная система учительского роста” (НСУР), разработка которой началась еще с 2015 года с поручения президента В.В.Путина создать систему для проверки компетенций учителей и механизм для их карьерного роста.
Данная система призвана дать:
- Объективную оценку знаний и навыков педагогов,
- Упрощение процедуры аттестации,
- Обновление системы квалификаций педагогических должностей с учетом современных реалий,
- Внедрение единых стандартов педагогов.
Основная цель новых стандартов аттестации – повышение качества работы учителя и его ответственности за результаты труда.
Цель разбивается на несколько задач:
- Обеспечить профессиональный рост учителя на протяжении всей педагогической деятельности.
- Разделить оплату труда, где часть зависит от конкретных показателей деятельности учителя.
- Изменить главный показатель роста учителя в соответствии профессиональному стандарту.
- Сделать аттестацию не только формой контроля педагога, но инструментом его карьерного роста.
Исходя из целей и задач, новая аттестация должна сделать из педагога профессионала, который организует свою деятельность в соответствии с достижениями науки и своего педагогического опыта.
Одним из элементов НСУР являются единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) — это основные правила проведения аттестации действующие на всей территории России. Единые оценочные материалы будут применены при аттестации компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных.
Отличия в квалификации нового формата аттестации и старого
Старый формат аттестации имеет два вида:
- Подтверждение на соответствие занимаемой должности. Данную аттестацию проходят все учителя раз в 5 лет.
- Установление квалификационной категории: первая или высшая. Эта аттестация полностью добровольная. Данная аттестация проходит раз в 5 лет для подтверждения или повышения категории.
Новый формат аттестации:
- Первая аттестация при устройстве на работу — “Вход в профессию”. Для начала работы необходимо пройти данную аттестацию после выпуска из высшего учебного заведения.
- Молодой специалист — аттестация через 3 года работы с наставником.
- Аттестация на категорию «учитель» обязательная, а вот на «первую» и «высшую» категории добровольная. Добровольная аттестация даёт повышение заработной платы, именно стимулирующей ее части.
- Специалист с первой или высшей категорией может стать методистом или наставником, пройдя аттестацию. Это даёт возможность продвижения по карьерной лестнице.
Как мы видим из схемы ниже, система становится достаточно разветвленной.
Процесс оценивания тоже изменяется – оно будет состоять из трех блоков:
- Письменная работа по предмету. Помимо проверки знаний учителя по предмету, также будут задания на нахождение ошибок в работе школьника, правильное оценивание работы.
- Решение педагогической задачи. Это решение сложной ситуации из реальной жизни с применением всех знаний и умений учителя. Возможно, данную часть необходимо будет сдавать с помощью компьютера.
- Анализ образца профессиональной деятельности педагога. Эта часть вызывает огромный диссонанс среди педагогов, волнующихся за права детей и техническую сторону вопроса, так как оценивание происходит на базе анализа экспертами видеозаписи урока. Но точного пояснения по наличию данной части пока нет. Возможно для анализа потребуется не 45 минут записи, а только часть – 10-15 минут.
На все три блока, которые максимально могут быть оценены в 60 баллов, будет установлен период времени для сдачи с определенным графиком. А также в начисление дополнительных баллов войдут:
- Индивидуальные достижения учителя.
- Условия профессиональной деятельности.
- Успешность выпускников.
Новая система аттестации усложняет и без того нелегкую бюрократическую составляющую образования. Помимо бесчисленных отчетов, которые заполняет учитель, прибавится и подготовка к новому формату аттестации. Ведь данная аттестация проверяет больше теоретическую часть деятельность педагога, знание стандартов ФГОС, задач ЕГЭ и ГИА, оставляя малую часть на практическую сторону. Но с другой стороны данная система структурирует карьерный рост учителя, обозначает четкие временные рамки для возможности карьерного роста.
Как вы считаете какой формат аттестации подходит для учителей в школе?