Найти тему
Большая перемен@

Аттестация учителей в школе по новым правилам

С 2020 года для российских учителей в школе появился новый проект профессиональной аттестации, которая будет единой для всей страны.

Новая система называется “Национальная система учительского роста” (НСУР), разработка которой началась еще с 2015 года с поручения президента В.В.Путина создать систему для проверки компетенций учителей и механизм для их карьерного роста.

Данная система призвана дать:

  1. Объективную оценку знаний и навыков педагогов,
  2. Упрощение процедуры аттестации,
  3. Обновление системы квалификаций педагогических должностей с учетом современных реалий,
  4. Внедрение единых стандартов педагогов.

Основная цель новых стандартов аттестации – повышение качества работы учителя и его ответственности за результаты труда.

Цель разбивается на несколько задач:

  1. Обеспечить профессиональный рост учителя на протяжении всей педагогической деятельности.
  2. Разделить оплату труда, где часть зависит от конкретных показателей деятельности учителя.
  3. Изменить главный показатель роста учителя в соответствии профессиональному стандарту.
  4. Сделать аттестацию не только формой контроля педагога, но инструментом его карьерного роста.

Исходя из целей и задач, новая аттестация должна сделать из педагога профессионала, который организует свою деятельность в соответствии с достижениями науки и своего педагогического опыта.

Одним из элементов НСУР являются единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) — это основные правила проведения аттестации действующие на всей территории России. Единые оценочные материалы будут применены при аттестации компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных.

Отличия в квалификации нового формата аттестации и старого

Старый формат аттестации имеет два вида:

  1. Подтверждение на соответствие занимаемой должности. Данную аттестацию проходят все учителя раз в 5 лет.
  2. Установление квалификационной категории: первая или высшая. Эта аттестация полностью добровольная. Данная аттестация проходит раз в 5 лет для подтверждения или повышения категории.

Новый формат аттестации:

  1. Первая аттестация при устройстве на работу — “Вход в профессию”. Для начала работы необходимо пройти данную аттестацию после выпуска из высшего учебного заведения.
  2. Молодой специалист — аттестация через 3 года работы с наставником.
  3. Аттестация на категорию «учитель» обязательная, а вот на «первую» и «высшую» категории добровольная. Добровольная аттестация даёт повышение заработной платы, именно стимулирующей ее части.
  4. Специалист с первой или высшей категорией может стать методистом или наставником, пройдя аттестацию. Это даёт возможность продвижения по карьерной лестнице.

Как мы видим из схемы ниже, система становится достаточно разветвленной.

Источник: https://www.ippk.ru/
Источник: https://www.ippk.ru/

Процесс оценивания тоже изменяется – оно будет состоять из трех блоков:

  1. Письменная работа по предмету. Помимо проверки знаний учителя по предмету, также будут задания на нахождение ошибок в работе школьника, правильное оценивание работы.
  2. Решение педагогической задачи. Это решение сложной ситуации из реальной жизни с применением всех знаний и умений учителя. Возможно, данную часть необходимо будет сдавать с помощью компьютера.
  3. Анализ образца профессиональной деятельности педагога. Эта часть вызывает огромный диссонанс среди педагогов, волнующихся за права детей и техническую сторону вопроса, так как оценивание происходит на базе анализа экспертами видеозаписи урока. Но точного пояснения по наличию данной части пока нет. Возможно для анализа потребуется не 45 минут записи, а только часть – 10-15 минут.

На все три блока, которые максимально могут быть оценены в 60 баллов, будет установлен период времени для сдачи с определенным графиком. А также в начисление дополнительных баллов войдут:

  1. Индивидуальные достижения учителя.
  2. Условия профессиональной деятельности.
  3. Успешность выпускников.

Новая система аттестации усложняет и без того нелегкую бюрократическую составляющую образования. Помимо бесчисленных отчетов, которые заполняет учитель, прибавится и подготовка к новому формату аттестации. Ведь данная аттестация проверяет больше теоретическую часть деятельность педагога, знание стандартов ФГОС, задач ЕГЭ и ГИА, оставляя малую часть на практическую сторону. Но с другой стороны данная система структурирует карьерный рост учителя, обозначает четкие временные рамки для возможности карьерного роста.

Как вы считаете какой формат аттестации подходит для учителей в школе?