Очень тяжело дался Антону Семёновичу поиск воспитателей для колонии. Все боялись начинать работать с беспризорные "босяками". Какое-то время заведующему вообще казалось невозможным найти подходящих для этого дела людей. Однако на конференции работников сельской школы ему посчастливилось встретить двух ЖИВЫХ педагогов.
Первая из них, Лидия Петровна - только только окончила гимназию и многих удивило, что Макаренко остановил на ней выбор. Но он твёрдо верил, что это чистейшее существо будет своего рода прививкой в среде неблагополучных ребят.
Вторая, Екатерина Григорьевна, по словам автора, была матерым педагогическим волком, поэтому первых своих воспитанников колония встречала, можно сказать, во все оружие!
Наступила зима, вместе с ней в Колонию имени Горького прибыли 6 ребят. Для педагогического персонала и Калины Ивановича (который приоделся в зелёную бархатную курточку) этот день был особенно торжественным.
Были накрыты парадные столы, с утра по всей колонии ощущала запах готовящегося вкусного обеда. А вот Задоров, Бурун, Волохов, Бендюк, Гуд и Таранец (так звали первых воспитанников) были не так сильно воодушевлены.
Они ехидно улыбались и перешептывались, слушая речь Макаренко о светлом трудовом будущем ребят. А те, в свою очередь, лишь с презрением озирались на небогато обставленную спальню.
На другой день стало ясно, что эти "беспризорники" (Я ставлю это слово в кавычки, потому что внешне они совсем не походили на босяков, так как были одеты в галифе и щегольские сапоги, да и прически их были по последней моде) вовсе не собрались здесь перевоспитываться и уж тем более, трудиться. На все призывы к работе (например, поехать к озеру за водой) они либо отвечали шуткой, либо вообще не замечали. Их не волновал распорядок дня, они свободно уезжали вечером в город, возвращались лишь под утро, отсыпались вдоволь, и опять за старое.
Никакой предыдущий опыт работы в школе здесь не действовал. А новость о том, что Бендюк ночью убил и ограбил человека ещё сильнее испугала женскую часть коллектива. Екатерина Григорьевна даже подумывала над тем, чтобы все оставить и уехать. Бендюка арестовали, остальные остались зимовать в колонии. По-прежнему они ничего не делали по хозяйству. Расчищать сугробы снега не собирались, объясняя это тем, что он то растает, то снова нападёт. Зачем же зря мучиться?!
Дорожки вышли чистить Антон Семёнович с Калиной Ивановичем.
Воспитанники вышли как раз, когда одна из дорог была почти готова. Калина Иванович хотел было не пустить их по чищенному, однако здоровые парни быстро раскидали по сторонами и лопату, и трубку завхоза и, смеясь, отправились в город.