Катя всегда любила слушать правдивые бабушкины истории из жизни. Но особенно запал ей в душу бабушкин рассказ о том, почему нельзя завидовать покойнику.
Дело было в трудные послевоенные годы. Жилось тогда тяжело, многого не хватало. Елизавета, так звали Катину бабушку, в то время была молоденькой девушкой, и, конечно, грезила о красивых нарядах. Но в реальности ей приходилось донашивать чужие обноски, так как они с матерью едва сводили концы с концами, и об обновках даже думать было нечего.
Однажды в их селе умерла юная девушка – ровесница Лизы. Присутствуя на похоронах, Лиза обратила внимание на новенькие туфли на ногах покойницы. Тут же сами собой появились непрошеные мысли: «Зачем же ее хоронят в такой хорошей обуви, когда живым нечего обуть? Вот бы мне такие туфли!» Елизавете сразу стало стыдно, что она позавидовала покойной. И она постаралась отогнать от себя нехорошие мысли.
В первую же ночь после похорон Елизавете приснился неприятный сон. Как будто лежит она в своей постели, а дверь комнаты открывается и туда входит та самая девушка, которую недавно похоронили. И платье на ней такое же, как было в гробу. Вот только ноги босые, а туфли свои она в руках держит. Лиза лежит, не может ни пошевелиться, ни крикнуть от страха. А покойница присаживается к ней на кровать, и протягивает свои туфли:
«Бери, мне не жалко!»
В этот момент Лиза проснулась вся в холодном поту от ужаса. Она горько раскаивалась, что позавидовала покойнице. Рассказывать матери о своем кошмаре девушка не стала – ей было стыдно признаться в своих черных мыслях.
На следующую ночь покойница явилась к ней снова, и опять предлагала забрать ее туфли. Так повторялось несколько ночей подряд. Дошло до того, что Лиза стала бояться засыпать ночью, опасаясь очередной встречи с назойливой покойницей. С каждым днем она становилась все слабее, начала болеть.
Мать заметила, что дочь чахнет по непонятной причине. Стала допытываться: что происходит. Та сначала отнекивалась, а потом призналась во всем. Мать испугалась за дочку и отвела ее к местной знахарке. Та долго что-то бормотала, читала молитвы, потом дала Елизавете какой-то небольшой сверток и велела закопать его на могиле покойницы. При этом нужно было от всей души попросить у умершей девушки прощения за свои недостойные мысли.
Лиза в точности исполнила указания старушки, и умершая оставила, наконец, ее в покое. Но этот случай стал для Елизаветы хорошим уроком. И с тех пор она старалась ни в чем никому не завидовать: ни живым, ни мертвым...