Найти тему
Волюм

НАШ ДЖАЗ

Оглавление

Продолжаем месяц джаза, как нами и было заявлено раннее. Сегодня разбираем лучших и любимых отечественных джазовых исполнителей по мнению автора статьи. Возможно, на мировую сцену они не оказали огромного влияния, но все-таки обойти стороной русский джаз было бы преступлением.

Кстати, если вы все еще не влюбились в этот жанр, то читайте первую статью про джаз

А теперь постараемся понять тонкую и чувственную душу русского джаза.

О джаз-бандах и «Веселых ребятах»

Как бы не хотелось этого говорить, но все же джаз в нашей стране получил свое особенное звучание только к концу ХХ века, а до этого он был вторичен по отношению к Американскому, если не считать стихосложения. Он заимствовал тенденции жанров и написания композиций, и вся оригинальность исполнения была заключена только в игре музыкантов, пытающихся следовать джазовой моде.

Днем рождения советского джаза считается 1 октября 1922 г., когда в Большом зале Государственного института театрального искусства выступил с концертом «Первый в РСФСР эксцентрический джаз-банд». Именно так писали это слово — джаз-банд. Организовал этот оркестр поэт, переводчик, географ-путешественник и танцовщик Валентин Парнах. Он видел в джазе нечто притворное и игривое, поэтому джаз на долгое время прижился в театральной среде.

Но перед своим днем рождения такой жанр имел славу буржуазной музыки «толстых», которая шла врозь с пролетарским видением музыки. По большей части ее слушали в своих квартирах, а не играли публично. Тот джаз, который ,мы знаем, пришел благодаря одной из таких квартир. А именно благодаря Георгию Ландсбергу, который пока обучался в Праге, познакомился с западным звучанием и в дальнейшем привез его в СССР.

Можно выделить и такой своеобразный жанр, который продолжал идеи Парнаха, теа-джаз, что означало «театрализованный джаз». Амбассадором этого направления стал Леонид Утесов, который популяризировал его в 1930-х фильмом «Веселые ребята».

Также у наших музыкантов были эксперименты с военной песней:когда началась война, обсуждать подвиг музыкантов и всего народа, конечно, было необходимо, но мы здесь все-таки собрались, чтобы проникнуться джазом.

Хуже всего жанру пришлось в 40-е годы во время борьбы с космополитизмом. Некоторые музыканты были в ссылке, кому-то запретили выступать, а кто-то уехал сам, используя связи.

А теперь перейдем к музыкантам.

Александр Наумович Цфасман, виртуоз первого джаза

-2

Почему первый? В 1926 году он организовал джаз-АМА (при кооперативном нотном издательстве Ассоциации московских авторов), это был первый профессиональный джаз-оркестр в России. Коллектив получил признание, выступая на сценах больших ресторанов, на афишах, везде сияло слово «Первый!». В 1928 году они были первыми, кто выступил по радио с джазом, вместе с чем появились первые грамзаписи джазовой музыки.

В плане звука сразу появляется ассоциация с американским джазменом Джорджем Гершвиным так как оба брали вдохновение из Европейской симфонической музыки. И «джазовый стандарт» Джорджа Гершвина Rhapsody in blue исполнял Цфасман в 1945 году в большом зале Московской консерватории.

Почему виртуоз? Ну, сами послушайте:

Честно признаюсь, какой-то отличительной черты в звучании кроме мастерства самого маэстро нет. По сути, это обычный свинг, но с Русскими стихами и примесью Европейской классики.

Самая его знаменитая композиция — это переделанное польское танго, которое по итогу получило название «Утомленное солнце».

Ему в противовес можно привести бодрую, легкомысленную песенку про курьез с двумя влюбленными, которые никак не могут встретится.

Леонид Утесов: примеряя роли

-3

Лазарь Вайсбейн (его настоящее имя) праздновал день рождение, когда ему хотелось, причину отчисления с частного коммерческого училища называл ту, которую ему хотелось, и имя для устройства в театр миниатюр выбрал то, которое нравилось ему. Именно после этого становится понятна его любовь к театру и почему он играл именно джаз. Перед тем как начать выступать как музыкант, он строил свою карьеру именно в актерском мастерстве. Но после поездки в 1928 году в Париж, где он посетил концерт оркестра Теда Льюиса, Вайсбейн понял, что вот они - театр и музыка - которые музыкант хочет освоить.

Большой успех пришел к нему после фильма 1934 года «Веселые ребята», в которой музыку писал Дунаевский, а главную роль исполнял именно Леонид Утесов.

В один момент основной его аудиторией стали фронтовые солдаты, а сцены ресторанов и театров сменились казармами и военными лагерями. Поэтому много его композиций использовали в фильмах, посвященных войне, и эти песни мы знаем до сих пор.

Моя любимая:

С 1966 года он прекратил выступать.

Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн) всю свою жизнь имел любовь примерять на себя образы, роли, начиная с детства, заканчивая тем, что он узнал ноты только в 1930 году, при этом уже два года живя музыкой. Тексты его песен досконально описывают характеры лирических героев, от лица которых поет сам маэстро, так же можно связать с его восприятием жизни как сцены, а себя как актера первого плана.

Поёт Гюлли Чохели

-4

Некоторые поспорят, что это джаз, но учитывая особенность советской джазовой сцены, мне кажется, это в некотором смысле даже больше соответствует классическому джазовому звучанию, чем многие другие представители.

Почему я выбрал ее? Во-первых, за ее песни на грузинском и сотрудничество с композитором Борисом Рычковым.

Во-вторых, за чувственный, эмоциональный вокал Гюлли и ноты, которые вырываются словами из груди. После одного прослушивания этой песни вам захочется подпевать, имитируя ее эмоции, которые вы с легкостью себе представите. Ну, чем не джаз?

Её песни на грузинском достойны отдельного внимания, хоть я и не знаю перевода, но как эти угловатые слова вмещаются в плавленые джазовые инструменты, непередаваемо, но интересно.

Вагиф Азиз оглы Мустафа-заде или весь джаз Азербайджана в одном лице

-5

Я не мог оставить без внимания этого тихого гения, про которого мало что известно, но это нам и неважно. Ценно как раз то, что его игра на фортепиано до сих пор удивляет и остается непредсказуемой.

В русском джазе из-за некоторых особенностей культурной политики прошлого века практически не было импровизации. Если отцы жанра зачастую исполняют свои композиции каждый раз по-новому, иногда дольше, чем обычно, иногда в другом темпе, то у нас такого практически не было. И поэтому импровизационные фортепианные партии, которые пытаются догнать другие участники оркестра или,отчаявшись, играют свою партию, так удивляют.

Сначала может показаться, что все предельно просто, но нужно открыться этой экспериментальности и понять, что этот человек — тысячи часов, проведенных за клавишами и безудержный кавказский нрав.

Meltdown boys

-6

Вот так резко мы перескочили с классики и духа фотографий родителей в молодости до чего-то жуткого, ритуального, но джазового.

Из личного опыта могу сказать, что услышал эту группу в 2018 году с их альбомом «Inner feelings», который воспринимался как гиперболизированная импровизация. Посередине трека может начать играть совершенно другой инструмент, импровизирует не только саксофон и ударные, а перегруженная до нойза гитара и модульные синтезаторы.

Релиз состоит из десяти треков, но ощущается как из 20, причем, выделить какое-то настроение довольно сложно, так как никаких компромиссов и поблажек слушателю они не дают.

Вторая их пластинка «Freak show» делает все то же самое, но возводя в квадрат качество звука и уже гиперболизированную формулу написания треков. Называть это джазом уже становится затруднительно, это просто инструментальная музыка. Заигрывание с idm, со старой электроникой, с металлом, чего тут только нет, в общем, звук название альбома передает во всей красе.

Если вы искали чего-то такого, что удивит вас (даже если вы прожжённый фанат джаза) то вот ваш выбор, эти ребята из России шаманят, как могут, над своими чувствами, чтобы оформить их в коллаж, который уже, в свою очередь, впечатлит вас.

Yojo

-7

Каким-то образом наткнувшись на их альбом The Stepson, он меня увлек, напомнив мне о какомто осовремененном нуаре и теплых осенних вечерах. Я долго слушал его, думая, что это очередные выходцы с бэндкемпа, и насколько же я был сильно удивлен. Приглядевшись к обложке и поискав, я узнал, что это коллектив из России.

Оказывается, сами музыканты характеризуют себя как музыкальное воплощение Эдварда Хоппера, что недалеко от правды. На альбоме слышна повседневность, которой придают игры света и тени, инструменты. Слушая альбом, понимаешь, что нуарные детективы актуальны даже в нашем красочном мире.

Итог

Из-за некоторых политических особенностей нашей страны, джазу в что-то самобытное на территории России было выделиться довольно проблематично, но темы, близкие нашему народу

при этом всегда находили место в этом жанре, будь то курьезный случай с путаницей в улицах или военная песня о Родине.

Надеюсь, что этим материалом я привлек ваше внимание к русскому джазу, и вы сможете найти в нем исполнителей для своих ушей из любого места нашей необъятной и из любого времени нашей истории.

Хотелось бы закончить красивой строчкой из песни Гюлли Чохели:

«Ночи не будет – Будет вечная музыка... Скорби не будет – Будет музыка... Смерти не будет – Будет музыка! Музыка навсегда...»

P.S.

На следующей неделе будет последняя статья про современных представителей джаза, которые не дают жанру расслабиться, а нам - заскучать.

Громче!