Найти тему
Давайте разберёмся!

Сказки, мультфильмы, кино. Почему подсвечники разговаривают

Спросили. Когда зайцы и лисы в сказках говорят и ведут себя как люди. Когда паровозы и канделябры приобретают человеческие лица в мультфильмах. Что это? И почему сейчас этого всё больше? Отвечаю.

ДРЕВНИЕ ЛЮДИ И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ
Когда религиоведение и культурология пытаются представить, как видели мир совсем древние люди, они это делают не зря. Потому что примерно те же этапы в развитии мышления проходят современные дети, но по сокращенной программе. Так что наблюдения над древностью иногда пригождаются.

Дело в том, что в каждом возрасте и на каждом этапе развития человеку нужно иметь в голове какую-то цельную картинку мира - приблизительное представление, но такое, чтобы оно в большинстве случаев работало. Но в три года или в ранний первобытный период знаний о всяких там причинно-следственных связях у человека ещё очень мало. Поэтому он идет самым простым путем - замыкает каждый предмет сам на себя. Проще сказать, оживляет и заставляет действовать по собственной логике.

Чашка спрыгнула со стола. Снег заскучал и расстаял. Дерево захотело и расцвело. А если его попросить как следует, оно расцветет особенно красивыми цветами и даст самые крупные яблоки. Все просто, никаких тебе экосистем. И чашку, заметьте, никто не толкал локтем.

СМЕРТЬ ВЕЛИКОГО ВОЛШЕБНИКА
Попутно заметим, как ребенок в разных возрастах воспринимает мир. Сначала, примерно до года, как считают психологи, ребенку кажется, что мир - это он и есть. Ведь до определенного возраста он способен воспринимать только те штуки, которые происходят внутри него, ну, или на поверхности - сердце стучит, живот бурчит, мама улыбнулась и погладила.

Потом ребенок садиться и встает, начинает рассматривать всякие штуки вокруг, и выясняется, что таки есть, на что посмотреть. Но до некоторых пор ребенок воспринимает себя в мире всесильным и главным. Ну, правда, если проголодаться и захныкать, мама же сразу прибегает, правда? А значит, я - царь, и могу договориться со всем, что вокруг. Тяну руки к лошадке - и она подходит (папу, который, на самом деле поднёс на руках, считать не будем для простоты картины). Все сказки про "я - всесильный волшебник" построены на воспоминаниях об этом состоянии.

А потом наступает страшный возраст - три года. К этому времени диаметр разрушений от крошки уже бывает таков, что родители начинают его ограничивать, а в полеего собственных наблюдений попадают уже не только папа сс мамой, но чужие дяди и тети, соседские калитки и посторонние собаки. И тут ребенок с ужасом выясняет, что ему можно НЕ ВСЁ.

Не все двери открываются, стоит ему лишь захотеть, соседская кошка почему-то лезет на забор (ведь за усы подросший кроха дёргает уже сильно). Как говорил сын одних знакомых: "Вы что ли мне не рады?" И это ААААА!

МИР, КОТОРЫЙ ХОЧЕТСЯ СОХРАНИТЬ
Следующие пару лет в жизни ребенка - это траур по ушедшей сказке. Мир, где с каждой вещью можно было индивидуально договориться, был так удобен, что отпускать его совсем не хочется. Поэтому он перекочёвывает в басни и сказки, но в таком виде запоминается.

Правда, в пять лет грустить и горевать ребенку особенно некогда - он бегом осваивает мир. Просто постоянно сталкивается в саду и на детской площадке с категориями, которые просто-таки требуют освоения - "честно, нечестно, справедливо, мои вещи". Всё это надо освоить, без этого неудобно играть и общаться с другими.

И сказка (о, великий бог Союзмультфильм!) подставляет плечо, проигрывает на мишках и зайчиках бесконечные вопросы про "чьи в лесу шишки?" "кто самый храбрый?" "как надо было поступить настоящим друзьям?". Одушевленные мишки и зайчики (а также сыр, ворона и лисица) здесь - это уже перенос, приём, который позволяет в игре отрепетировать СВОИ действия, глядя на них СО СТОРОНЫ. На той же технике основан, например, метод сказкотерапии.

А дальше человек становится взрослым. Мир, по крайней мере, его часть между офисом, спортзалом и детским садом, познан, и он - не очень уютная штука. В нём куча обязанностей, миллион социальных ожиданий, вагон стереотипов, вредные соседи и три недели до зарплаты. Кто-то сбегает от этого в сериалы, кто-то - в компьютерные игры или вселенные фентези, а кто-то - в полный диснеевский метр, где горы ходят, а тигры разговаривают. Это ведь так мило.

КАдр из фильма "Красавица и Чудовище". Фото Fonwall.
КАдр из фильма "Красавица и Чудовище". Фото Fonwall.