Джулио Петрони родился 21 сентября 1920-го года в Риме. Среди итальянских режиссеров он известен как талантливый поборник киноритма и эпичности. Многие критики сравнивают его достижения с достижениями Сержио Леоне и считают их не менее важными для жанра спагетти-вестернов.
“Смерть верхом на лошади”
Death Rides a Horse, Da uomo a uomo (Италия), De hombre a hombre (Испания), La mort était au rendezvous (Франция), Von Mann zu Mann (Германия), 1967
Режиссер: Джулио Петрони
Сценарист: Лучиано Винченцони
Оператор: Карло Карлини
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Ли Ван Клиф, Джон Филлип Лоу, Хосе Торрес, Франко Бальдуччи, Арчи Сэвадж, Луиджи Пистилли, Игнацио Леоне, Энтони Досон, Марио Брега, Феличита Фанни, Бруно Кораццари, Карло Пизакане, Анджело Сузани, Гульельмо Сполетини, Наццарено Натале, Джованни Петруччи, Романо Пуппо, Ричард Уотсон, Елена Холл
В этом фильме Ли Ван Клиф играет роль Райана – бандита, которого 15 лет назад подставили подельники по преступлениям. В результате Райан провёл эти годы в тюрьме, мечтая о мести. Однако главарь банды Уалкотт (Луиджи Пистилли) снова подставляет Райана и он оказывается за решеткой. Неудачливого мстителя спасает Билл (Джон Филип Лоу), у которого свои счеты с бандитами Уалкотта. Объединившись, Райан и Билл восстанавливают справедливость.
Темой мщения фильм определенно напоминает “На несколько долларов больше”. Внимательный зритель увидит, что Билл носит такую же одежду, какую носил персонаж Клинта Иствуда. В обоих фильмах есть “всезнающие” старики, которые снабжают информацией героев. В “На несколько долларов больше” Иствуд называл Ван Клифа “Стариной”, а тот его “Мальчиком”. Здесь Райан и Билл зовут друг друга “Дедусей” и “Сынком”.
Роль Райана предусматривает трансформацию персонажа. Изначально, он тешит себя мыслями обобрать свою бывшую банду. Но после знакомства с Биллом становится стоиком. Он уже не думает о деньгах. Он искренне желает положить конец негодяям, расправившимся с семьей Билла. К сожалению, эта трансформация показана режиссером неровно, местами мутно. Поэтому блеснуть драматическим перевоплощением Ли Ван Клифу в фильме не удалось.
“Небо полное звёзд”
A Sky Full of Stars for A Roof, E per Tetto un Cielo di Stelle (Италия), 1968
Режиссер: Джулио Петрони
Сценаристы: Альберто Ареаль и Франческо Мартино
Оператор: Карло Карлини
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Джулиано Джемма, Марио Адорф, Магда Конопка, Энтони Доусон, Рик Бойд, Крис Уэрта, Джули Менард
В этом фильме ловкий мошенник Билли, которого играет Джулиано Джемма, находит себе друга в лице незадачливого Гарри (Марио Адорф). Они путешествуют по Дикому Западу, добывая себе пропитание всеми возможными способами. Приключения, хорошо сдобренные перестрелками, чуть не заканчиваются виселицей.
Для киноленты характерны смешение комедийных и трогательных мелодраматических моментов. Местами гротескное кино внезапно становится серьёзным, и герои приобретают очертания живых людей. Популярная в итальянской кинематографии тех лет тема мужской дружбы является центральной. Характерен финальный диалог персонажей: “Билли, куда ты пойдёшь?” “Не знаю.” “Погоди, я иду с тобой!”
Англичанин Энтони Доусон сыграл в этом фильме запоминающуюся роль садиста, предводителя банды воров и жуликов. В одной из сцен он с явным наслаждением бьет обнаженную женщину палкой с гвоздями. В других с не меньшим удовольствием издевается над любым, кто попал в его руки. Увлечение режиссера смакованием таких эпизодов добавляет кино ещё один неожиданный ракурс.
“Кровь и стволы”
Blood and Guns, Long Live the Revolution, Tepepa (Италия), 1968
Режиссер: Джулио Петрони
Сценаристы: Джулио Петрони, Франко Солинас и Иван Делиа Меа
Оператор: Франсиско Марин
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Томас Милиан, Орсон Уэллс, Джон Штайнер, Лучано Касамоника, Энжел Ортиц, Хосе Торрес, Джордж Ванг, Джанкарло Бадесси, Пако Санц.
Томас Милиан в этом фильме играет революционера Тепепу. С ним сближается доктор из Европы в исполнении Орсона Уэллса. Они наслаждаются плодами Мексиканской революции, пока не выясняется истинная причина приезда европейца. Она оказывается летальной для Тепепы.
Два фактора сделали фильм классикой спагетти-вестернов. Во-первых, Милиан и Уэллс отлично справились со своими ролями, перенеся на экран малейшие нюансы происходящего с их персонажами. Особенно следует отметить Орсона Уэллса, переживавшего в 1960-е не лучшие годы своей карьеры. Эта роль несомненно одна из самых замечательных в его фильмографии.
Во-вторых, сценарий гения политического вестерна Франка Солинаса необычайно оригинален и свеж. В последствие многие его идеи были заимствованы с гораздо меньшим эффектом в других вестернах. Здесь же – рассуждения о революции в незамутненной форме, сдобренные доработками такого певца и музыканта левого толка, как Иван Делиа Меа – смотрятся занимательно и проникновенно.
“Ночь змеи”
Night of The Serpent, Notte del Serpente (Италия), 1969
Режиссер: Джулио Петрони
Сценаристы: Джулио Петрони и Фульвио Джиччо
Операторы: Марио Вульпиани и Сильвио Франшетти
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Люк Эскю, Луиджи Пистилли, Магда Конопка, Чело Алонсо, Уильям Богарт, Франко Бальдуччи, Джанкарло Бадесси.
В этом фильме Люк Эскю играет спившегося стрелка, который когда-то убил собственного сына во время глупой игры. Несколько алчных горожан нанимают его для убийства мальчика, наследовавшего значительную сумму денег. По их плану после убийства Люка должны поймать и повесить. Однако стрелок оказывается не настолько пьяным, что бы дать коварным планам осуществиться.
Кинолента отличается необычной мрачной атмосферой мексиканских будней. По тому, как фильм снят, это больше триллер, а не вестерн. Флэшбэки, разбросанные по ходу сюжета, добавляют картине тревожности и помогают в построении сложных психологических портретов героев.
Нельзя сказать, что американский актер Люк Эскю блеснул в главной роли. Образы алкоголиков всегда смотрятся выигрышно на экране. Ничего необычного Люк в своего персонажа не добавил. Однако его герой получился запоминающимся, а значит актёр справился со своей задачей.
“Они называют меня Провидением”
They Call Me Providence; Sometimes Life Is Hard, Right Providence? ; La Vita, a Volte, È Molto Dura, Vero Provvidenza? (Италия), 1972
Режиссер: Джулио Петрони
Сценаристы: Джулио Петрони, Дин Крэйг и Антонио Марино
Операторы: Аллесандро Д’Эва
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Томас Милиан, Грег Палмер, Жанет Агрен, Морис Поли, Кен Вуд, Карла Мнчини, Пол Мюллер.
В этом фильме Томас Милиан играет охотника за головами по имени Провидение, сильно напоминающего бродягу Чарли Чаплина. Большая часть сюжета посвящена взаимоотношениям этого вежливого убийцы и брутального Малыша Урагана (Грег Палмер). Также в кино находится место полковнику Конфедерации (Морис Поли) и хитрой мошеннице, охотящейся за деньгами Провидения.
Достаточно сумбурный сюжет компенсируется редким для спагетти-вестернов удачным юмором. Кино – чистая итальянская комедия в лучших традициях классики Гольдони и Гоцци.
Фильм имел успех на экранах Европы. В 1973-м уже Альберто Де Мартино снял его сиквел “И вот мы снова, Провидение?”.
(c) Свен Железнов
Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures
Читайте также:
5 малоизвестных вестернов про Ринго