Термин «экосистема» в последнее время используется очень часто. Иногда так называют любую компанию, которая делает разные продукты. Это не совсем верно.
Экосистема — это система из сервисов и продуктов, которые органично дополняют функционал друг друга, удерживая пользователей на одной большой платформе. Они также помогают развивать продажи других сервисов и способны быстро расти.
Google — это самый наглядный пример экосистемы. Все сервисы компании (поиск, электронная почта, карты, видео, переводы и т.д.) связаны друг с другом. Одни связи могут быть очевидными — объединение аккаунтов на YouTube и в Gmail, объединение отзывов и карт, и т.д. Другие связи могут быть незаметными для пользователя — к ним относится система по сбору данных во всех сервисах.
Строить настоящие экосистемы сложно, но в России экосистемы есть. «Одна из ярких особенностей российского рынка в том, что финансовые инновации идут не только от стартапов и технологических компаний, но и от коммерческих и некоторых государственных банков. При этом Россия — это большой неохваченный рынок, а сами россияне готовы к инновациям и радостно принимают их: об этом говорит увеличение доли онлайн-трат и перевода в онлайн других ранее привычных офлайн-процессов», — рассказали представители «Тинькофф» в комментарии для ICT Moscow.
Сейчас на потребительском рынке РФ доминируют экосистемы трех компаний: «Яндекса», «Сбера» и Mail.ru Group. В 2020 году совокупная выручка трех экосистем превысила 380 млрд рублей. Но компании конкурируют не только за прибыль и аудитории, но и за персональные данные пользователей, представляющие очень большую ценность на современном рынке технологий.
Гиганты используют разные стратегии роста. К примеру, «Яндекс» чаще создает собственные продукты под собственным брендом, а «Сбер» чаще покупает стартапы с уже готовыми или почти готовыми продуктами. Но все они активно выходят за пределы рынков, на которых начинали работу, и быстро охватывают новые аудитории.
Отношения компаний быстро меняются. К примеру, до середины 2020 года «Яндекс» и «Сбер» планировали работать вместе. Но в июне 2020 компании разошлись и разделили активы совместных проектов: «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет». Глава «Сбера» Герман Греф объяснил разрыв усилившейся конкуренцией между экосистемами, добавив, что у компаний «сохраняются хорошие отношения».
После этого «Сбер» начал активнее покупать новые активы и стал единственным владельцем Rambler Group. Ранее компания также увеличила свою долю в «МФ Технологии» — совладелице Mail.ru — и запустила совместный проект с Mail.ru.