Возвращаются они не физически, конечно. Мужчины как были, так и остались.
Проблема в том, что у нас в стране на протяжении многих лет именно отцовство выпало из регламента жизни. На бумаге — вроде есть. А по факту, по правоприменению, так сказать — нет.
Причем нет совсем. И капитал у нас сугубо материнский, верно? И пособия всякие на детей жестко привязаны к женщинам. С другой стороны, мужчина всегда мог легко уйти от ответственности за детей. Алименты? Ну, буду работать без оформления или оформлюсь на минималку, какие проблемы вообще? Про культуру общения с детьми после развода и говорить то не приходится. Тут и женщины тоже постарались. Но они постарались исходя из того же. Отец в сознании наших граждан, штука необязательная, но и не принуждаемая.
У отца нет прав, но нет и обязанностей.
Вам сложно представить, может быть, но во всем мире наверное только на постсоветском пространстве принято оставлять женщину одну с ребенком инвалидом. В других обществах такое почти невозможно. Резко осуждаемо обществом и жестко требуемо законом обеспечивать.
Только на постсоветском пространства: «Что? Он ее бросил? Ну конечно, ребеночек то больным родился. На фига ему возиться». Фраза абсолютно нормальная, увы, в нашем обществе.
Во время ежегодного послания Владимир Путин чуть ли не первый раз за время всей нашей новой, постсоветской истории сказал про пособия на детей,, которые платят не только мамам, но и папам. Т.е. официально отцов возвращают в юридическое поле. Их признают. Именно отцами, а не существами мужеского пола. Партнерами матерей. А не только женщинами и мужчинами. Одновременно с этим шло требование ужесточить вопрос взыскания алиментов. Который хоть итак ужесточался в последние годы, но все-таки не сильно. Отцовские обязанности.
Если что — на самом деле я очень рада этому факту. Восстановление семьи, культура которой в нашем обществе все больше теряется, идет именно от этого. От признания прав и обязанностей всех сторон. Семья (да простят меня чайлдфри) — это прежде всего не союз мужчины и женщины, а союз отца и матери. И неважно, сколько детей, при этом. Для мужчины и женщины союза не нужно. Даже для имущественных вопросов.
Никаких демографических успехов не может быть без восстановления прав отцов. У нас сейчас фактически есть женщины и матери. Есть мужчины, но нет отцов, как реальности.
Но есть в этом и большая проблема. Просто потому, что все взрослые люди, мужчины и женщины, скажем так, активного, фертильного возраста (до 50 лет для мужчин, до 45 для женщин) никогда не жили взрослыми в стране, где бы отцы попадали в реальную регуляцию прав и обязанностей. И мало того, что дров уже наломали немало, так еще жить по новым правилам им будет сложновато, как минимум.
Например, уже сейчас, при более жестком взыскивании алиментов, начинаются трагедии. Вот в юности мужчина женился, сделал ребенка, разбежались. Он уже давно и думать забыл и о бывшей жене и о ребенке. Женился во второй раз, сделал еще пару ребятишек, остепенился. Осуждать его — конечно можно. Но он жил в логике своего времени. Отец тот — кто сам захотел и выбрал им быть. А потом можно расхотеть и ничего страшного в этом нет. Бывшая жена на алименты не подавала, понимала, что безнадежно. А унижаться за копейки не хотела. Но тут бах- стали взыскивать. И она пошла и подала. И пришли к мужчине судебные приставы — отдавай долг своему ребенку. А ему не с чего. Ему бы нынешних деток потянуть. А не какого-то там «бывшего».
Да, надо думать головой, надо думать было раньше. Но вот раньше как раз никто его думать то не заставлял, а на что ты детей будешь сделанных тобой поднимать. Он и не думал по простоте душевной.
Причем, чтобы вы понимали. Даже у самого верного, надежного и супер — пупер отца и мужа где-то в затылке сидит это самое осознание, что можно. Можно, когда все достанет, просто хлопнуть дверью и уйти. И ничего тебе за это не будет.
И у самых приличных и порядочных, после развода не будут алименты стоять на первом месте. Нет, он конечно заплатит, но после того, как заплатит кредит на новую тачку, телефон покруче, купит подарок новой женщине или даже вложится в бизнес. Не осталось денег на алименты — извини, в другой раз.
Кстати и в башке очень многих твердо сидит, что ребенок — это женская обязанность. И значит, алименты платятся не на ребенка, а бывшей жене. А ей, ну скажем честно, не всегда хочется платить, верно?
Подозреваю, что вся эта идеология «Аленизма» оттуда же. Мол мужик, на фига тебе напрягаться, тебя же никто не заставляет.
Люди — вообще скотины ленивые. Очень редко кто делает четко осознанные поступки. Большинство плывут по течению и стараются просто не заплывать за буйки. А буйков, отцовста, обязанностей и т. д. - их просто не было.
Как человека можно заставить быть отцом? В смысле, не биологически, а заниматься с ребенком, помогать ему, интересоваться. Да, в принципе, не заставишь.
Но опять же — если даже четверть твоих реальных (а не по минимальной зп) доходов уходит куда-то на сторону — ты начнешь интересоваться, куда же мои кровненькие уходят, на что. Смотреть на результаты. И возможно даже вкладываться уже не только деньгами, но и душей. Не все, конечно. Но таких будет немало.
С женщинами в этом смысле тоже непросто. Женщина привыкла, что ребенок — 100% ее. Отсюда, кстати, все эти шантаж детьми и т. д. Мужчина не родитель, не партнер равный — ресурс. Можно изгаляться, как угодно. А тут его партнерство, равенство к ребенку признали. И значит — придется договариваться. Да-да, договариваться с мужчиной. Какой ужас, какая непривычная для многих, идея. Разве можно мужчину к ребенку то пускать? Он же никто, придаток. Он уронит, сломает и т. д.
Кстати, так страшащая мужчин история «взять на пузо» тоже должна уменьшится в разы. Ведь это как — вот я забеременею и он на мне женится. А тут вдруг сообщаешь, что мол беременна, женись на мне, милый, а тебе в ответ, ну ок, я ребенка не брошу, заберу, а ты мне не нужна.
С предохранением вдруг странная история всплывет. Только опять же на постсоветском пространстве твердо уверены, что это женский вопрос. Ведь ребенок остается у женщины, а мужчине ничего за это не будет. Попробуй — догони, называется. А тут — будет. И значит придется, как и в большинстве стран, самому начать думать.
И вот, мы сейчас фактически стоим на пороге ломок этих всех столпов нашего общественного сознания. Потому что отцы возвращаются в Россию. Возвращаются своим понятием, ответственностью и т. д. Не добровольно, но по принуждению. Но обязанности — это всегда принуждение.
Будет ли с этого толк? Будет, я уверена. Не сразу, не мгновенно, но будет. Правда и тяжело тоже будет. Ломать привычные модели поведения очень сложно.