Величественные горы приближались с каждым взмахом крыльев. Молодой дракон спешил домой. Он со спутницей лишь на полдня задержались во дворце короля Дагана, чтобы Света могла обсудить с его величеством вопрос отправки людей в Резиденцию, которые помогли бы домовым приготовить всё к предстоящей встрече «на высшем уровне». Всеслав остался с Эриком. На завершающей стадии ритуала могли присутствовать лишь члены Рода Листика и редкие приглашённые. Хранящая вошла в это число – ведь именно она решала, когда Испытание для дракона закончится. Попрощавшись с мальчиками и сделав опознавательный знак для того, чтобы Страж пропустил внутрь направленную в Резиденцию группу слуг и стражников, Света села на Листика, начав новое увлекательное путешествие.
Под ними простирались дикие скалы, поросшие мхом и кустарником, среди которых сбегали вниз ручьи, берущие начало из подземных источников или растопленных снежных шапок, покрывавших горные вершины. Они зарождались на границе сползающих ледников и камней, прогретых жаркими лучами. Петляя, соединяясь друг с другом в единые потоки, ручьи продолжали путь и становились водопадами – шумными, кипящими, сверкающими радугами на солнце, щедро отдающими свои кристальные воды многочисленным рекам и речушкам, что поили влагой прекрасные долины. Это уже была территория Горного Княжества – третьего государства, предначертанного когда-то Роду Хранящих, наследницей которого стала двенадцатилетняя девочка. Оно имело самоназвание – Даги́ния – по имени народа да́гов, живущих на этой благодатной земле.
Люди и драконы мирно соседствовали уже многие тысячелетия. Эти края изобиловали дичью, поэтому драконы не покушались на стада живших рядом с ними людей. Да и самих драконов в Алмазных Горах – всего один Род, к которому принадлежал Листик. Молодой дракон рассказал много интересного за время полёта. Правящего князя звали Дания́л. У него было три сына и дочь. С девочки и отец, и братья пылинки сдували. Грозный родитель пока не выбрал претендента из правителей или их сыновей, приезжавших свататься. Слава о красоте Ари́зы давно уже гремела повсюду, хотя она ещё не достигла брачного возраста.
– После ритуала надо к ним в гости заглянуть, как ты думаешь? – спросила Света.
– Мы обязательно это сделаем, чтобы князь удостоверился, что Хранящая действительно появилась, а письмо от короля Дагана с предложением о встрече трёх правителей – не ловушка, – согласился Листик.
– Забавно, – вдруг заметила девочка. – У всех трёх правителей имена с буквы «Д» начинаются. Получается – встреча 3D, а «3D» у нас называют выпуклое, трёхмерное изображение предмета. Не знаю, почему это пришло мне в голову. Наверное – к дождю. Не обращай внимания. Глупости всякие.
– Может и не глупости, как знать, – сказал дракон и вдруг, тоже мысленно, произнёс какую-то фразу на неизвестном Свете языке.
– Что? – переспросила она.
– Прости, это я не тебе. Предупредил отца, что мы подлетаем.
Листик заложил вираж и начал спускаться к подножию одной из гор, где девочка увидела село с домиками, сгрудившимися возле пологой скалы, словно цыплята около наседки. Дракон приземлился рядом с самым крайним домом. Возле него под навесом она заметила девушку или очень молодую женщину. Горянка доставала из круглой печи румяные лепёшки и складывала на широкое блюдо. Услышав шум крыльев, обернулась на звук, и Света смогла её хорошо рассмотреть. Девушка была в широком синем платье-рубахе длиной до середины голени. Из-под него виднелись штаны, отделанные золотым шитьём. Кожаные сапожки с голенищами из войлока тоже расшитые узорами. На голове – большой цветастый платок, длинные концы которого обвязаны вокруг головы, а свободное полотнище сзади спускалось углом, почти доходя до края подола платья. В ушах длинные, почти достающие до плеч, серьги, на руках – браслеты.
– Здравствуй, братик! – крикнула горянка, приветливо улыбнувшись и стаскивая с рук варежки из толстой грубой ткани, похожие на те, какими пользовались рабочие на стройке, кладущие кирпич в холодную погоду. – Добро пожаловать домой.
Но тут взгляд девушки упал на его спину, где сидела ещё не успевшая слезть с Листика Света. На этот раз она путешествовала без седла и даже без того недоразумения, которое заменяло его в самом начале её путешествия. Света посчитала неправильным, что дракон, прошедший тяжёлое Испытание и спасший ей жизнь, прилетит домой осёдланным, будто лошадь. Девочка решила, что пора отвыкать от комфортного седла и учиться обходиться без него. Заклинание прилипания работало безотказно, а некоторые неудобства она вполне могла перетерпеть – не принцесса, чай, а Хранящая, которая обязана за короткое время подготовиться ко всем тяготам ответственной «должности».
– Здравствуй, Са́та. Принимай дорогую гостью.
Света тем временем соскочила со спины и подошла ближе к девушке. На вид ей можно было дать лет двадцать или чуть больше. Она показалась девочке очень красивой: доброжелательный взгляд зелёных глаз из-под длинных тёмных ресниц, тонкие брови дугой, мягкая улыбка розовых губ, от которой появлялись ямочки на щеках.
– Здравствуйте, Сата, – улыбнулась в ответ она. – Меня зовут Света или Лана – как вам удобнее будет, так и называйте.
– Приветствую госпожу Хранящую и приглашаю отведать хлеба и вина в нашем доме, – приложив руку к сердцу, почтительно поклонилась девушка.
– Листик, что мне делать? Я не могу пить вино. Она обидится, если я об этом скажу?
– Не беспокойся, маленькая. Это лишь принятая форма приветствия дорогого гостя. Скажи ей в ответ: «Мир вашему дому».
– Мир вашему дому.
Света скопировала жест Саты, вежливо ответив на поклон.
– Сата, – услышала девочка, – день или два, пока я буду занят приготовлениями к ритуалу, Хранящая поживёт у тебя. Это просьба моего отца и моя тоже. А ты, Лана, ни о чём не беспокойся, я за тобой прилечу. Моя названная сестра покажет окрестности и познакомит с жителями села. Тебе не будет здесь скучно. Договорились?
– Договорились. Только прилетай скорее, – вздохнула девочка.
Листик посмотрел на Сату и, видимо, что-то сказал ей, потому что девушка, бросив быстрый взгляд на Свету, утвердительно кивнула в ответ. Девочка знала, что дракон может мысленно обращаться как к нескольким собеседникам одновременно, когда его слышат все участники разговора, так и лично к каждому, причём это обращение другие уже не услышат.
– Сата очень хорошая девушка. Ты с ней подружишься, маленькая, – напоследок успокоил Листик, кивнул на прощание, отошёл подальше и прыгнул в небо, подняв крыльями ветер, чуть не сбивший обеих девушек с ног.
– Прошу в дом, госпожа Хранящая, – сделала приглашающий жест Сата, показывая на лестницу, что вела на второй этаж.
– Сата, пожалуйста, не называйте меня госпожой и на «вы». Мне это так надоело во дворце короля Дагана! Хоть здесь отдохну от этого «выканья» и этикета. Зовите меня Ланой или Светой, – попросила девочка.
– Тогда и ты говори мне «ты». У нас только к самым уважаемым старикам обращаются на «вы» и к гостям, у которых в обычае такое обращение. Мы даже своему князю «ты» говорим. Он у нас ещё не старый. Ты голодна? Давай сначала я тебя накормлю, а потом покажу наш дом и село, познакомлю с людьми.
Девушка подхватила блюдо с лепёшками и начала подниматься вверх по ступенькам, ведущим на второй этаж. Света последовала за ней, гадая, почему вход в дом расположен так странно.
Сата быстро накрыла на стол и пригласила девочку отведать простую, но полезную пищу: свежеиспечённый и ещё горячий хлеб, кашу из зерна, пареную тыкву. В керамической миске горкой лежал творог, на тарелке – жёлтый ноздреватый сыр. А ещё очищенные ядрышки грецких орехов и ягоды кизила в меду. Из стоящего на столе кувшина девушка налила гостье козьего молока в расписанную узорами кружку.
– Ты прибыла так неожиданно. Если бы мы знали об этом заранее, отец зарезал бы молодого барашка. Мы всегда так делаем по праздникам или когда дорогие гости пожалуют. Я думаю, что у нас скоро будет большой праздник, – с улыбкой произнесла Сата.
– Праздник – это хорошо, только вряд ли я на него останусь. После ритуала мы с Листиком дальше полетим. Дел невпроворот, – с грустью в голосе сказала Света.
– Без тебя праздник не состоится, – покачала головой девушка. – Именно ты – его главная причина.
– Я?! Это будет праздник в честь меня?
– Конечно! Скоро все узнают, что Хранящая вернулась вместе с внуком главы Рода Алмазных драконов. Не знаю, правда, все ли тебе обрадуются. Есть у нас тут некоторые… вечно всем недовольные.
– Ну, если человек всем доволен, то у нас обычно начинают подозревать его… ммм… в умственной отсталости, – усмехнулась Света, вспомнив расхожую фразу. – Кому-то дождь не нравится, а кому-то – солнце и жара. Это нормально.
– Я постараюсь, чтобы ты чувствовала себя хорошо. Мы – гостеприимный народ.
Пока девочка с аппетитом поглощала угощение, Сата успела рассказать ей в общих чертах об обычаях горцев, чтобы Света не растерялась при общении с жителями и не чувствовала себя невеждой. Во многом правила этикета оказались схожими: младший должен первым приветствовать старшего, подошедший – сидящего, пришедший – собравшихся, желая всем успеха и благополучия. Но были особенности, характерные только для жителей гор: первым здоровался тот, кто ехал верхом, а спускавшийся с горы приветствовал поднимавшегося. Горцы, даже не состоявшие в родстве, могли обратиться друг к другу не только по имени, но и «брат», «сестра», «отец», «мать».
А затем девушка провела гостью по дому. Он, как и у остальных жителей села, двухэтажный, построенный из грубо обтёсанных камней. Крыша плоская, сложенная из брёвен, обмазанных глиной, что смешивалась с рубленой соломой. Первый этаж предназначался для животных. Там хранился инвентарь, а ещё имелась отдельная комната с ткацким станком, где изготовлялось всё необходимое для семейных нужд – от тканей для одежды до ковров и половичков. Во дворе под навесом стояла уже знакомая девочке круглая печь для приготовления хлеба. Сата рассказала юной Хранящей, что тесто в виде плоских лепёшек прилепляют прямо к её внутренним стенкам. Свете очень хотелось узнать: как они держатся и не сваливаются при этом на угли, но постеснялась спросить, чтобы не показаться совсем уж бестолковой.
На верхний, жилой, этаж вела наружная лестница. Он состоял из нескольких комнат, одна из которых представляла собой комнату для приёма гостей. Украшенная коврами, развешенным по стенам холодным оружием в красивых, отделанных чеканкой ножнах, она поражала уютом и воистину восточным духом. В другой комнате находился очаг, выложенный из природных камней. Это была кухня. На стенах висели связки разных трав, чесночных головок и сушёных яблок прошлого урожая. В остальных комнатах спали.
Семья не маленькая – у Саты ещё четыре старших брата. Трое из них, давно женатые, жили отдельно от родителей, а самый младший этой осенью хотел сыграть свадьбу. Вместе с братьями, отцом и другими родственниками он сейчас строил дом. Но и образовав собственную семью, дети постоянно заходили в гости, чтобы помогать родителям по хозяйству. Последние несколько дней мама Саты жила в доме одного из сыновей: невестка была на сносях, в любой момент могли начаться роды, а её собственная мать, к сожалению, уже покинула этот мир.
Обязательно подпишитесь на канал, чтобы не потерять мою книгу в океане публикаций. Репосты, отзывы и лайки приветствуются!
Жду в гости на "Литмаркете". Подписывайтесь на меня и там. Буду рада новым читателям.
С любовью, Ваш автор.