Найти тему
Татьяна Костырева

«Деревенька моя – задушевный мотив»

Больше половины непростого века

Мне на свете Бог благословил.

Как поведать внуку, если вдруг придется,

Правильно ли, честно на Земле прожил?

Вот ведь как порою тяжело бывает,

Пролетели птицы черно-белых лет.

Праведно ли жил ты? C грустью понимаешь:

Даже в жизни этой трудно дать ответ.

Фото Татьяны Костыревой
Фото Татьяны Костыревой

Это строки из колыбельной, сочиненной для внуков Трапезниковым Александром Павловичем. Они же чудным образом стали эпиграфом не только моего очерка, но и самоанализа жизни мужчины, прожившего в родном селе и даже на одной улице многие годы, став неотделимой частичкой своей земли. У старожилов села в памяти сохранились картины: маленький мальчик, сидя на обочине дороги, задорно играет на гармошке, словно одаривая плясовыми проходящих. Кликнет, бывало, мама Сашутку картошку копать, а он сбегает за гармошечкой да ласково ответит: «Мама, папа, вы копайте, а я вам сыграю». Тут и родителям, и соседям веселее работается. Саша был поздним и единственным в семье, оттого жалели его да оберегали, памятуя свою тяжелую долю. Мама Анна Николаевна Тюрина родилась в многодетной семье (девять детей), которую, раскулачив, выгнали из своего дома, отобрав все. Детишкам приходилось ходить по близлежащим деревням и наниматься на помочи, зарабатывая кусок хлеба, который бережно несли матери, делившей его на всех.

Несладко жилось и семье отца Павла Ефимовича Трапезникова. Их семья пережила потерю кормильца Ефима Поликарповича, изрубленного шашками белогвардейцев. Вот и лелеяли сынка–кровиночку. В семье по праздникам матушка и батюшка певали, да на три-четыре голоса, подпевал и Саша. Родители, поняв, что сын обладает отменным музыкальным слухом, купили ему гармонь. Так с четырех лет он не расстается с ней. Не зная нотной грамоты, садился перед радио и на слух воспроизводил мелодии песен, которые наигрывал и в садике, и на улице, за что Сашу все любили.

Помнит Александр Павлович Манчаж своего детства, когда стояли крепкие избы, работали крепкие люди, оттого и «крепко» отдыхающие. На конце улицы Октябрьской, на берегу пруда у рощи располагалась крытая эстрада, куда бегали ребятишки вслед за взрослыми попеть, потанцевать, а бывало, и посмотреть спектакли артистов областного театра. Как сейчас помнит Ленина, бегающего по сцене в «Кремлевских курантах». А напротив его избы располагался стадион, включающий в себя две волейбольные площадки, футбольное поле, два городошных корта, трибуны. И хотя жили Трапезниковы с керосиновой лампой, а на выпускной Саше пришлось идти в татарских галошах, в жизни не было обиды и скуки, ибо занятия музыкой, стадион внесли в молодого человека крепость духа и желание многое понять и изучить. Поэтому в школе учился хорошо, а еще и занимался в ансамбле баянистов и играл в духовом оркестре при Доме культуры. В 15 лет после смерти матери перевелся в вечернюю школу и пошел работать худруком в Дом культуры, а затем и слесарем в совхоз.

Так получилось, что после потери матери Саша почувствовал тепло и заботу в доме своей одноклассницы Фаины Булатовой, которая и стала его женой. А жених он был завидный. Сам организовал вокально-инструментальный ансамбль «Канте-лена», подбив своих друзей: В. Кондрашина, В. Кузнецова, В. Харитонова. На всех праздниках, танцевальных вечерах не было желанней группы, ведь молодые парни исполняли шлягеры тех лет, посягая даже на битлов. Многие односельчане вспоминают летнюю эстраду в саду Бранца, где они, юные и счастливые, танцевали, а ребята пели: «Плачет девочка в автомате…» Не одно женское сердце екало по Саше, а он любил свою Фаю, пронеся верность через всю жизнь. Супруги, прожив вместе 37 лет, воспитали двоих детей, а теперь нянчат внуков. «Суть семейной жизни не в показушности, - заявляет Александр Павлович, - а в срастании душ, а оно в понимании, в умении уступать, сопереживать».

Служил Александр в ансамбле песни и пляски внутренних войск по Казахской и Киргизской ССР. Пел в хоре, в эстрадном коллективе, был и звукооператором. И на службе не знающий нотной грамоты Александр подбирал мелодии понравившихся песен, слушая радио и магнитофонные записи. А вот товарищи с консерваторским образованием, играя фуги Баха по нотам, без них не могли и детской песенки воспроизвести.

После армии Александр Павлович с семьей уезжает на Украину, но не выдержало сердце разлуки с родной землей, как он позже напишет:

Есть у каждого малая Родина,

Разбрелась вдоль реки не коттеджами новыми,

А рядовкой осевших бревенчатых изб.

Захиревшая видом, но родная и близкая

Деревенька моя – задушевный мотив.

Вернувшись, он окунулся в работу. Долгое время развозил хлеб, перетаскав на себе не одну тонну. Учился заочно в Красноуфимском сельхозтехникуме, получил диплом с отличием. А его дипломная работа «Организация труда и индустриальное производство картофеля» несколько лет находилась в музее техникума. Активный комсомолец и труженик, он был награжден знаком «Молодой гвардеец пятилетки». Вступил в партию, которой был направлен на учебу в Чебаркуль, впоследствии получив звание офицера запаса инженерных войск, продолжил карьеру в Артинской ГАИ. Затем Александр Павлович председательствовал в профкоме совхоза, был и директором КОЦа.

- Вот так и пролетела жизнь, - сокрушается мой собеседник, - и тут страшно мне стало, а где смысл, в чем оправдание жития? Живет человек, суетится: то машину приобретает, то квартиру, то карьеру строит – постоянный стресс - не до детей, не до красоты мира, где тут цветок увидеть или услышать шепот берез. Тоска охватывает. Это душа-христианка об общении с богом просит, а мы ей новые ботинки, колбасу, автомобиль…

Вот эту боль и поведал Александр Павлович своей глубоко верующей тетке, которая, подарив ему Евангелие, посоветовала сходить в храм на исповедь. Так в 2002 году Александр Павлович впервые причастившись, словно по-новому увидел мир, открыв истину: «Не ищите царствия Божия, оно внутри».

- Гламурность сегодняшней жизни – это несчастье людей, - говорит Александр Павлович, - мир выжимает человека, превращая его в замотанное существо. А вера дает спокойствие и равновесие.

Александр Павлович не мыслит своей жизни вне храма и молитвы, когда его спрашивают, зачем он ходит в церковь, отвечает словами одной прихожанки: «Человек рождается с ликом, потом у него появляется лицо, потом рыло, хочу умереть с лицом».

Александр Павлович пишет стихи и музыку к своим песням. Православный бард в своем творчестве не слащав, его песни пропитаны болью за свое село, за людей. В простоте незаурядных строк светится любовь к родной земле. Не случайно крыльцо своего дома он оформил в патриотическом духе. Подпорки – белоствольные березы, над входом икона Божьей матери, ибо она покровительница Руси, почтовый ящик расписан под российский флаг. На мое удивление, он скажет: «Состояние души человеческой определяет отношение ко всему – я православный, значит, русский!»

Эх, Россия, ты Родина милая.

Широта и просторы, поля и леса,

Зарастают деревни бурьяном, крапивою,

Разве этим «богатством» ты гордилась всегда?

Край березовый, край рябины, черемухи,

Земляничных полян благодать.

Есть у каждого малая Родина,

И не стоит о том забывать.

Милой рощей, лугами медовыми,

Теплым хлебом, парным молоком,

Голосистой гармошкою новою,

Я запомню тебя, отчий дом,

Родниками кристально-чистыми

Я запомню родное село.

И людей с просветленными лицами

С говорком уральским на «о».

И я навсегда запомню встречу с этим человеком, строки этой песни, ведь я также люблю Манчаж и хочу, чтобы село родное не затерялось в бурьяне, как тысячи других сел, загубленных людьми, отошедшими от веры и забывшими, чем жива Русь–матушка!

Татьяна Костырева

2008 г.