Аккредитация — длинное и непонятное слово, зато звучит солидно и надежно. А торжественное «государственная аккредитация» убеждает, что перед вами действительно надежный партнер в работе. Но что не так с аккредитацией и почему она не дает монополию на работу с авторами.
Экскурс в историю. В 2008 году Российское авторское общество и Всероссийская организация интеллектуальной собственности получили государственную аккредитацию.
В чем был высший смысл этой затеи? В защите авторских и смежных прав. В том, чтобы авторы, которые часто страдают от пиратства, получали свое законное вознаграждение за труд. Чтобы каждое публичное исполнение песен было для авторов и исполнителей частью их заработка. Для этих целей и были придуманы ОКУПы — организации по коллективному управлению правами. РАО и ВОИС — и есть эти самые ОКУПы, профессиональные посредники между авторами / правообладателями и пользователями.
В идеале все выглядело так — вот есть автор, который сотрудничает с ОКУПом, ОКУП решает за него юридические вопросы и выплачивает роялти за любое публичное использование музыки. Проблема всего этого одна и довольно глобальная — условная монополия РАО и ВОИС. То есть по умолчанию они представляют ЛЮБОГО автора и имеют право заставить платить ЛЮБОЕ заведение.
Будем честны, авторам не до того, чтобы заключать договоры с каждым магазином в условном поселке городского типа. Но и заведения не то, чтобы хотят разбираться во всех тонкостях закона, многим владельцам разобраться бы с тонкостями бухгалтерии. Чисто теоретически, владелец бизнеса и артист могут договориться. Но практически — будем реалистами! — делать это будет мало кто. А как владельцу бара Underground в городе Оренбурге повезет явно не всем. К счастью, в законе не прописано, что только РАО и ВОИС могут представлять авторов.
Государственная аккредитация позволяет представлять авторов и правообладателей по умолчанию. Но авторы и правообладатели могут сами выбирать посредника, который будет договариваться о том, на каких условиях будут публично играть их песни. И какое вознаграждение за это получат. Как и пользователи могут выбирать, с кем именно они заключат договор. И важно, чтобы эти бизнес-отношения были добровольными, а не навязанными законом. А их добровольность определяет именно заключенный двумя сторонами договор с обсуждением условий.
Так что какими бы всесильными и могучими не казались РАО и ВОИС со своей государственной аккредитацией, на деле они такой же посредник, как БУБУКА. Более привилегированный, имеющий свои рычаги давления, но все же посредник.
О минусах работы с РАО мы писали тут и тут.
И не бойтесь большого зверя! Ваша БУБУКА.