Бдите.
Слово Божье предостерегает нас от беспечности, но трудно по-человечески представить, как можно обходиться без сна, где брать силы, особенно современному христианину. По-настоящему понять слово «бдите» можно только из Евангелия. Вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста из его LXXVII беседы на Евангелие от Матфея: «Предмет Его попечения составляет то, чтобы мы непрестанно бодрствовали; и так как мы ослабеваем всегда во время счастливой и покойной жизни, а от несчастий наиболее укрепляемся, то Он непрестанно и внушает нам, что когда мы бываем покойны и беззаботны, тогда и являются бедствия».
Вот истинное призвание христианина – ко кресту. Любить свой крест и свои скорби в мире, ибо сам мир есть скорбь падшему человеку. Покой и беззаботность, ставшие идеалом современного человека, первые враги его. Любить скорби – даже для слуха тяжело, а для души тем паче, но ведь это и есть путь Христов, предуготованный всякому человеку, желающему следовать за Ним. И вершина этого пути – преодоление человеческого и наследие (слово-то какое – идти по следам) Божьего! Труден, труден этот путь, но другого нет. Вот и мы пытаемся идти тем же путем, искупая свою беспечность и невнимательность страданием и покаянием.
Я не раз был в Гефсимании, в том самом оливковом саду, где Спаситель призывал своих учеников: бдите! Но они спали. Почему? Ответ на этот вопрос часто мучает меня. Где грань человеческого и Божьего, как должен измениться человек, чтобы не ослабевать в своем призвании к Небу? Думается, мы просто недостаточно любим Бога, а через него и ближнего, чтобы не спать. Огонь в сердце не дает духовно заснуть, а когда его нет, то не спать невозможно. Дремлем помаленьку. Просыпаемся на большие праздники, что-то сделаем для души, по мере сил, и снова в спячку. А вот где искать любовь к Богу, это уже другой вопрос.