Найти тему
Адвокат говорит

Дети посидят в СИЗО с мамой

Следственным изоляторам не нужны игровые комнаты

Недавнее предложение главы Минюста России Константина Чуйченко создавать условия для содержания и оставлять в СИЗО детей, которым исполнилось 3 года, противостоит простой гуманной идее не водворять в камеры их матерей до вступления в законную силу приговора суда.

Ребёнок – это рычаг давления. Общество может задать себе вопрос: «Почему вообще дети до суда над матерью сидят с ней в камере под арестом? Если мать - опасный человек, то нельзя оставлять с ней ребёнка. Если - не опасный, то почему она ждёт в СИЗО приговора суда, который толи признает, толи и не признает её виновной?»

Тюрьма не должна ассоциироваться с родным домом для маленького человека - эта ошибочная уголовно-правовая политика программирует его дальнейший жизненный путь. Строительство же детских садов при СИЗО, создание в них игровых комнат выглядит как поощрение и укрепление соответствующей следственной и судебной практики. Кроме того, предполагаемое наделение начальников СИЗО правом по своему усмотрению продлевать совместное пребывание матери и ребёнка, является коррупциогенным фактором.

Стоит поддержать идею внесения таких поправок в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), когда вопрос о заключении под стражу молодой матери должен рассматриваться судом с обязательным участием представителей органов опеки и уполномоченного по правам ребёнка соответствующего региона, а сама мера эта пресечения допускалась только по обвинению в особо тяжких преступлениях. Аналогичные особые правила должны касаться женщин, находящихся на поздних сроках беременности. Суд, в соответствии с принципом справедливости, при вынесении решения должен обязательно обсудить и оценить последствия для ребёнка, учесть его законные интересы наравне с интересами следствия.

В недавно опубликованном Ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека за 2020 год именно жалобы на проблемы применения уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства жаловались больше всего.

По данным за 2020 год Комитета Совета Европы по уголовным делам у России, как у страны с самым большим тюремным населением Европы, самый значительный тюремный бюджет – 4.2 млрд.евро. Россия тратит в расчёте на одного заключённого в день 2.8 евро, против приблизительно 300 евро в Швеции и Норвегии. Всего в России по состоянию на 1 марта 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 479 400 человек. Средний уровень смертности в тюрьмах стран Совета Европы составил на 10 тысяч заключённых 27 смертей, в России - около 47 смертей.

В докладе, со ссылкой на исследование Фонда общественного мнения, было отмечено, что 45% участников общероссийского опроса уверены: в нашей стране часто выносятся несправедливые приговоры, 32% убеждены, что такое случается редко.

Таким образом, пространство для справедливости есть.