Найти тему
Ирина Сысуева

Что он творит, этот Мацумото Тайё!

Оглавление

Вообразите себя мальчишкой.

Чуть безумным, по-своему мудрым, легким, летящим, странным, хулиганом, без манер, но с большим сердцем.

Как вам?

Сложно живется такому, но что поделать. Без него все самое интересное пройдет мимо, и жизнь не состоится.

кадр аниме "Железобетон"
кадр аниме "Железобетон"

Творец

Что это значит – быть таким мальчишкой - знает его создатель.

Мацумото Тайе. Японский художник манги, который перевернул традиционный мир аниме.

Мангака Мацумото Тайё
Мангака Мацумото Тайё

Сюрреалистичная манера рисовки и абсолютно не типичные персонажи приковали внимание любителей жанра к работам художника, поделив на два лагеря. Тех, кто принял и понял этот новый яркий безумный мир, и тех, кто посчитал его слишком «за гранью».

Мацумото Тайе родился в Токио. В детстве он, как и многие другие мальчишки, мечтал стать футболистом, но после передумал и начал создавать свои миры. Сегодня его манга охватывает самые разные темы, от спорта до научной фантастики.

Прорывом в карьере будущего мангаки стал конкурс Comic Open, после которого о нем узнал большой мир. Но по-настоящему точка фокусировки была настроена после выхода манги «Железобетон» в 1993 году. Адаптированное аниме Tekkonkinkreet было выпущено в Японии в конце 2006 года. Режиссером выступил американец Майкл Ариас, что опять же придало типично японскому продукту новое – «пограничное» - звучание. И аниме, и манга были опубликованы на английском языке, что сделало автора доступным широкому читателю и зрителю.

В 1996 году вышел второй шедевр "Пинг-понг". В 2001 году – "No. 5". И в принципе этого было достаточно, чтобы завоевать мир.

Но мальчишка в Мацумото Тайе все не унимался.

Мальчишеский мир

В полный голос мальчишка из мира Мацамуто заголосил в манге «Железобетон» (Tekkonkinkreet, яп. 鉄コン筋クリート).

Мир Tekkonkinkreet – яркий, хаотичный, грязный, странный, неприютный, другой, железобетонный… Таким мы видим антиутопию манги и аниме «Железобетон», в котором мир крутится вокруг сюрреального города. В «Городе сокровищ» свои порядки, свои герои. По вкусу напоминает жизнь фавел Рио-де-Жанейро из «Города Бога» – криминального фильма бразильских режиссёров Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд, в котором правят бал честные, но напуганные и злые мальчишки.

Но эти – братья Белый и Черный – впутываются в криминал не потому, что так диктует среда, а потому что им есть, что защищать. Ведь «Город сокровищ» - это их пространство, создавшее их и приютившее. А когда некий взрослый авторитет Змей хочет превратить их дом в зону развлечений для извлечения прибыли, настоящие мальчишки начинают свой недетский бунт.

Белый и Черный – два мальчика-антипода, две стороны одной медали. Черный – эмоция, агрессия, взвинченность, ярость, драйв. Он вожак, он решает. Белый – вечные сопли и беззубый рот, сюрные шапки, достойные лучших времен Джея Кея из Jamiroquai... Но при всей его нарочитой юродивости - мудрость, покой, баланс и любовь. Инь-ян во плоти, если кто не понял.

И сквозь всю эту межстрочную философию персонажей сквозят абсолютно, до нутра выверенные и честные образы детства.

Притащить в старую машину детские сокровища, игрушки, винтики-шпунтики. Не доверять взрослым, но все же всей природой тянутся к ним за защитой.

Не уметь выражать чувства и эмоции, не уметь даже понять их, но иметь их – глобальные, захлестывающие, вершащие судьбы. От разбитой коленки – до отвоеванного города.

«Я удивился, узнав, что он умеет смеяться, как все мальчишки…» (манга "Пинг-понг")

Тема пристанища в виде старого авто находит продолжение в комиксе Sunny.

Sunny – марка машины (Nissan Sunny 1200). И это – уютный мир для детей из приюта, которые находят здесь свое спасение от безрадостных будней. На вопрос «Ездит ли эта штука?» следует ответ: «Да! В наших головах».

«Эта машина – наше убежище, и взрослым сюда нет ходу..» (манга "Sunny")

И каждый в этой машине может оказаться в любой точке мира, этого или другого. А мальчик Сэй всегда едет за рулем Санни домой… Или Харуо – мальчишка с выгоревшей белесой шевелюрой (мы точно в Японии?), наглым прищуром и окурком, зажатым в зубах, постоянно играет в салоне Санни в воображаемые игры, а после ловит вместе с другими жуков-оленей и по-своему заботится обо всех не приспособленных к жизни детях. А еще хранит банку от крема NIVEA, поскольку та напоминает ему о маме… И все в нем настолько «взаправдашнее», что хочется прямо сейчас следовать за ним в любой из его миров.

«Люди могут летать, если у них есть смелость». «Хорошо, лети!» (манга "Sunny")

Персонажи манги "Sunny" во многом биографичны. По словам Мацумото, он с момента своего дебюта планировал создать историю о собственном опыте жизни в детских учреждениях.

манга "Sunny"
манга "Sunny"
манга  "Sunny"
манга "Sunny"
-6

Удивительные мальчишки живут и в других, менее известных произведениях автора.

Например, в манге «Монстр Гого» странноватый первоклассник точно знает, что на четвёртом этаже его школы находится пристанище сверхъестественных существ, которых могут видеть только некоторые дети. Конечно, полшколы считает его сумасшедшим. Но есть и те, кто в его манере видеть мир, могут разглядеть проявление истинной сути вещей. Это добрый школьный сторож, новичок-одноклассник Макото Сузуки, и таинственный парень IQ, который постоянно носит коробку на голове.

заставка аниме "Монстро Гого"
заставка аниме "Монстро Гого"
манга "Монстр Гого"
манга "Монстр Гого"

Казалось бы, ничего нового. Тысячи авторов хорошо и правильно говорили о детстве до Мацумото Тайе. Но он изящно смог пройти на грани форм и жанров, не романтизируя мир детства, но показывая его изнанку. Его герои часто некрасивы (в общепринятом понимании), у них большие зубы, бывает лишний вес, они неотёсаны и фриковаты. Но слушая их, наблюдая мир и других людей их глазами, ты невольно проваливаешься в предельно честный мир переживаний, реакций и эмоций, доступный лишь детям.

Следуй за мной

Манера художника хоть и неповторима, но отметки стиля нет-нет, да встречаются у других самобытных авторов. Бурятский художник Зорикто Доржиев создал серию картин, посвященную босоногому и летящему детству. Но его герои – бурятские степные мальчишки, те, что по-своему играют в войну, молчат, дуются на обиды или безудержно радуются – своим «пограничным» видом сильно напоминают работы Мацумото Тайе.

Но и сам автор не придумал велосипед. В его работах также прослеживается влияние признанных мастеров манги - Мебиуса, Кацухиро Отомо , Шотаро Ишиномори и Цучиду Сэйки.

Мацумото был признан одним из лучших художников новейшей истории манги и получил множество почетных премий. В 2007 году он получил премию за выдающиеся достижения на Японском фестивале медиаискусства.

...

Последнее из созданных произведений художника – манга «Токио вчера» (год выпуска – 2019). Эта манга – «реквием людям за пятьдесят, которые запутались в жизни и страдают, потерянные». Главный герой истории – Сиосава, бывший редактор манги в крупном издательстве. Он раньше времени вышел на пенсию и сейчас пытается решить, что же значит для него мир манги: работа, способ самовыражения или дружба на всю жизнь?

Вечные вопросы вечного мальчишки Мацумото.