Недавно проверила, сколько новых книг появилось в моей жизни в 2021 году (прошло-то неполных четыре месяца), оказалось 67. Все он разные - что-то новенькое, конца 20-начал 21 годов, что-то лежало на полке ожидании своего часа (ии моего настроения), что-то перечитывала к урокам (Достоевского, наверное, уже раз двадцать пятый).
Какие же книги оказались самыми запоминающимися?
Главной, безусловно, будет «Евгений Онегин» А.Пушкина. Все-таки роман действительно ВЕЧНЫЙ. Каждый раз, читая вслух очередным девятиклассникам, поражаюсь талантом писателя, чье мастерство настолько велико, что и в двадцатый раз не устаю читать одно и то же (и пусть будет «завтра то, что вчера»!); открываю что-то новое или давно забытое. На сей раз убедилась, что не произошло с Онегиным больших изменений. Все-таки советское литературоведение сослужило недобрую службу классике, подстраивая основных героев под взгляды декабристов. Ох, не верю я Евгению и его «неотвязчивому лорнету». Не верю!
Из книг «не школьных», но и не художественных очень понравилось произведение Флориана Иллиеса «1913. Лето целого года». Одно из последних воскресений полностью посвятила этому умному разностороннему исследованию последнему мирному году 20 века - году накануне Великой войны. Деятели культуры того периода оживали, становились ближе. Написан роман столь увлекательно, что мне хотелось сейчас же открыть страничку в Интернете с той или иной картиной, перечитать книгу, о которой шла речь.
Заглянем в март этого года?
«В марте Кафка на самом деле едет к Фелиции в Берлин, они пытаются вместе прогуляться, но не выходит. Роберт Музиль обращается к невропатологу, но ему можно оттуда уйти, а вот Камилла Клодель попадает в психиатрическую клинику на тридцать лет. В Вене 31 марта проходит большой «концерт с оплеухами»: Арнольд Шёнберг получает на глазах у всех пощечину за слишком резкие звуки. Альберт Швейцер и Эрнст Юнгер мечтают об Африке. Людвиг Витгенштейн в Кембридже подступается к каминг-ауту и своей новой логике, Вирджиния Вулф закончила первую книгу, а у Райнера Марии Рильке начался насморк. И у всех один большой вопрос: «Что нас ждет?»
Я, пожалуй, отмечу понравившуюся детскую книгу - настоящую сказку - Марина Ясинская «32 августа». Яркое, красочное повествование о девочке, оказавшейся в параллельном мире, очень интересном, необычном, где варенье готовят настолько вкусное, что устоять невозможно, когда читаешь, где маяк направляет хорошие сны, а мечты могут приобрести вид сказочного существа, где камни могут петь и где запахи приобретают совершенно реальную жизнь.
«О, ухаживать за мечтами очень просто. Всё, что им нужно, - это совсем чуть-чуть твоего внимания. И тогда они будут здоровы и счастливы. На самом деле и людям нужно ненамного больше».
Среди трёх художественных книг (к сожалению, все три - зарубежных авторов) трудно выбрать самую-самую: они разные по идее, разные по развитию сюжета (хотя каждая раскрывает два воеменных отрезка), в них одинаково хорошо раскрыты образы героев, и в каждой я сделала достаточное количество закладок. Поставлю их в моем условном топе по времени прочтения.
Дэлия Оуэнс «Там, где раки поют»
Читала что называется взахлеб и до сих пор помню мельчайшие детали сюжета. Интересная, по-настоящему необычная героиня (почти Маугли, но с огромной любознательностью и тягой к знаниям).
«В нас дремлет наша первобытная сущность - то, благодаря чему люди выжили».
В книге тесно переплетены законы биологии и законы людей, добро и зло, преступление и наказание за него. Мы находим ответы на вечные вопросы о дружбе, одиночестве, родительской любви, о любви между мужчиной и женщиной и о предательстве.
«Ты пойми, любовь далеко не всегда бывает счастливой. Но даже несчастная любовь связывает нас с людьми, а ведь это главное, что есть у нас в жизни, - узы».
Эта книга, с которой не просто можно провести хороший выходной, но и получить истинное наслаждение от самого процесса ЧТЕНИЯ.
Джанет Скеслин Чарльз «Библиотека в Париже»
Два временных отрезка - вторая мировая и восьмидесятые годы двадцатого столетия, война реальная и холодная. Что может быть общего? КНИГА.
«Да, эта война нас разделила, но любовь к литературе могла воссоединить».
Одна героиня. Да-да, именно так. Вся книга - эта история Одиль, которая в оккупированной Франции продолжала работать библиотекарем. А потом оказывается вв Америке соседкой Лили, и о ней ходят странные слухи, называют ее «военной невестой». Второй временной отрезок и вторая героиня нужны для того, чтобы более полноценно раскрыть прошлое, трагедию войны и драматургию наших решений. Из разных историй складывается единое повествование.
Понравилось, что герои очень неоднозначны, что они неидеальны, делают ошибки, а потом расплачиваются за них собственным счастьем. Понравилось, что любовь здесь тоже не романтизирована чрезмерны. Скорее, приземлена, по-хорошему приземлена.
«Я уже научилась тому, что любовь не обладает терпением, любовь не обладает добротой. Она зависит от обстоятельств. Самые близкие люди могут повернуться к тебе спиной, распрощавшись из-за того, что выглядело чистой ерундой. И тебе придётся тогда полагаться лишь на себя».
Последняя из прочитанных книг - «Сломанные девочки» Симоны Сент-Джеймс.
Тут тоже два временных отрезка - 1950 и 2014 годы. Героини, правда, совершенно разные, связывают их место - школа-интернат для девочек Айдлуайлд - и убийства. Над разгадками прошлого и настоящего мучается главная героиня, журналистка Фиона.
В отличие от предыдущих двух книг, эта пропитана готическим духом: призрак, живущий на территории школы, пугает ее обитателей, призрак умершей в 1950 году девочки спасает Фиону в настоящем. Одна тайна сменяется другой, одна разгадка оказывается неожиданнее другой. Нацистские тайны прошлого и взятки настоящего. Плотный клубок интриг в конце разматывается, но маленькая нить остаётся с нами все равно: ведь в жизни невозможно рассказать ВСЁ и предсказать ВСЁ. Поэтому, прощаясь с героинями, мы только предполагаем, что их ждет дальше. Но, конечно, рассчитываем на счастливый конец.
Что отличает хорошую книгу от обычной?
Ее помнишь дольше.
Ее хочется перечитать еще раз.
К ней неоднократно возвращаешься мысленно.
Все перечисленные сегодня - именно такие книги.