Мировой киношедевр испанского кинорежиссера Педро Альмодовара. Более сорока иностранных и национальных кинопремий, в т.ч. приз Каннского кинофестиваля "за лучшую режиссуру", а вообще-то должна была быть "Золотая пальмовая ветвь", "Оскар", "Золотой глобус" и приз Британской киноакадемии за лучший иностранный фильм. Невероятная смесь "мылодрамы", высокой трагедии, иронической комедии и вызывающей провокации. Фильм 1999 г. "Все о моей матери."
Все на грани гениальности. Режиссура, операторская работа и актерская игра. Абсолютное признание в любви женщине. Наверное, самое пронзительное признание в любви всем матерям, женам, сестрам, любовницам – каждой женщине на этой планете за их силу и терпение, доброту, бескорыстную отзывчивость, которыми они оберегают этот мир от насилия и безразличия.
В финале фильма на фоне театрального занавеса, которым заканчивается действие фильма, появляется посвящение -
"Посвящается Бетт Дэйвис, Джине Роуленд, Роми Шнайдер... Всем актрисам, которые играют актрис, всем женщинам, которые играют, всем мужчинам, которые играют и становятся женщинами. Всем, кто хочет стать матерью. Моей матери."
Наркоман, гомосексуалист, трудоголик, эпатирующий своим творчеством, где главными героями являются наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, лесбиянки, трансвеститы, "приличную" публику, ставший одним из самых знаменитых режиссеров мира, снимающий самые нежные и красивые фильмы о женщине. Женщина - главная его героиня. В его фильмах почти нет мужчин, они ему не интересны.
Я становлюсь специалистом по женщинам. Я слушаю их разговоры в автобусах и в метро, я выражаю себя через них. Мужчины для меня недостаточно мягкие. Они обречены всю свою жизнь играть роль мачо. Мы, мужчины, не умеем сказать «прощай», оставаясь при этом джентльменами. Может, Кэри Грант или Дэвид Нивен знали, как это делается, но я сомневаюсь, что им было под силу сказать: «Дорогая, я больше не люблю тебя», — сохраняя при этом обаяние.
Фильм "Все о моей матери" вырос из небольшого эпизода предыдущего фильма Педро Альмодовара "Цветок моей тайны", 1995 г. В этом фильме есть начальный десятиминутный эпизод о том, как подруга главной героини фильма, писательницы Лео, проводит в своем центре обучение медицинских работников, связанных с трансплантацией органов. Им надо научиться убедить родственников уже умершего больного, что его органы можно пересадить другим больным. И медицинская сестра Мануэла вместе с двумя врачами разыгрывают психологический этюд. Мануэла играет роль родственницы больного, которую два врача уговаривают разрешить забор органов ее умершего сына. А потом запись этого этюда психолог обсуждает с обучающимися медиками.
В фильме "Все о моей матери" медсестра Мануэла уже главная героиня. Мануэлу играет одна из любимых актрис Альмодовара, выдающаяся аргентинская и испанская актриса Сесилия Рот. О фильме с ее участием "Частная жизнь", у нас есть статья.
Мануэла медицинская сестра, работающая с хирургами-трансплантологами. Каждый день ей приходится наблюдать душераздирающие беседы хирургов, уговаривающих родственников позволить использовать органы умершего, как донорские. Мануэла даже участвует в психологических этюдах вместе с двумя хирургами в медицинском Центре своей подруги Ланы, где они обучают других медиков, как общаться с родственниками умерших по вопросам донорских органов.
И она даже не может себе представить, что буквально через сутки ей самой эти два хирурга из ее больницы будут уговаривать подписать согласие на изъятие органов ее только что погибшего сына.
В этот день ее сыну Эстебану исполнилось 16 лет. Когда-то давно беременная Мануэла сбежала от мужа из Барселоны в Мадрид. И после рождения Эстебана они так и живут вдвоем. Лучший друг парня - это его мать. И это именно тот случай.
Тонкий и нежный по отношению к матери, Эстебан мечтает стать писателем. Главная героиня его рассказов - Мануэла. Начав смотреть "Все о Еве", он озаглавливает свои записи "Все о моей матери."
Мне скоро 16, но выгляжу я старше. У всех парней, которые живут с матерью особое выражение лица. Можно подумать, что они интеллектуалы или писатели. В моем случае это нормально. Потому что, кроме всего прочего - я писатель.
На шестнадцатилетие Эстебана Мануэла ведет его в театр на пьесу Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание". Когда-то, очень давно, в своей аргентинской деревушке она играла в любительском театре Стеллу, а Стэнли играл ее будущий муж Эстебан.
Она стоит на фоне огромного портрета знаменитой актрисы Умы Рохо по прозвищу "Дымка", которая играет в спектакле роль Бланш. И это не портрет актрисы, это сама судьба безжалостно сморит на Мануэлу и Эстебана. И ничего хорошего этот взгляд не предвещает.
И погибает Эстебан. После спектакля они стоят у подъезда театра. Эстебан хочет взять автограф у "Дымки". Но та быстро садится в машину и уезжает. Эстебан бросается вслед и его сбивает машина.
Полная катастрофа. Мануэла еще съездит в другой город, посмотрит на мужчину, которому пересадили сердце ее сына. И отправится в прошлое. Она уезжает навсегда из Мадрида обратно в Барселону, откуда сбежала семнадцать лет назад.
Она решила найти своего бывшего мужа Эстебана и сообщить о смерти сына. В дневнике сына он прочла, что тот мечтал познакомиться с отцом, так пусть хоть отец узнает, что у него был сын.
Итак, приготовьтесь, как говорила героиня "Все о Еве" Марго Ченнинг в исполнении Бетт Дейвис: "Пристегните ремни. Ночка будет жесткой." Думаете, что пролог фильма был жутко трагичным? А вот и зря. Альмодовар приготовил вам такое зрелище, что вы просто будете не успевать менять платки, мокрые от слез, хотя в перерывах и будет масса смешного.
Это приезд Мануэлу в Барселону. Она летит в самолете через тоннель времени в прошлое. Звучит мировой хит 1990 г. в исполнении сенегальца Исмаэля Ло "Тajabone".
Мы идем в таджабон - рай,
И Абду Джамбар, ангел
Сойдёт с небес по твою душу.
Он спросит, молился ли ты
Он спросит постился ли ты
Он спросит, разговелся ли ты...
И Мануэла под музыку о пути в рай будет колесить по злачным местам Барселоны, где толпы проституток, наркоманов, гомосексуалистов и трансвеститов. Вот такой этот ее "таджабон". И все-таки она встретит там Свою Радость. Так зовут достаточно уже пожившего трансвестита. Именно - Моя Радость. Потому что он\она всю жизнь дарит людям радость. При этом это самая женственная из всех женщин не удалила себе мужские органы. "Клиенты очень любят, чтобы все было в комплекте".
А потом Мануэла знакомится с Розой, которая помогает монашкам заботиться о самых обездоленных и гонимых. Роза из состоятельной семьи, но ушла из нее. Если Моя Радость грешный ангел, то Роза ангел беспорочный.
А потом в Барселону приезжает со спектаклем "Трамвай "Желание" Ума Рохо, "Дымка". И здесь опять идет полная аллюзия со "Все о Еве". Мануэла как Ева Харрингтон, устраивается помощницей к "Дымке", т. е. Марго Ченнинг.
Даже сыграет в спектакле роль Стелы, вместо Нины, любовницы "Дымки". Да, "Дымка" тоже с нетрадиционной ориентацией.
Но главная задача найти Эстебана, бывшего мужа Мануэлы.
Да, Эстебан тоже трансвестит по имени Лола. Когда-то он, оставив свою юную жену Мануэлу в аргентинской деревне, уехал на заработки в Париж. А когда, скопив денег, перебрался в Барселону и, открыв на пляже кафе, вызывал Мануэлу, то очень удивил ее. В Париже он сделал себе шикарные женские груди и теперь занимается проституцией на пляже, ходя по нему в самом минимальном бикини, и предлагая себя всему, что движется. При этом запрещает Мануэле ходить в миниюбках. Это при ее то фигурке. В итоге беременная Мануэла и сбежала в Мадрид
И вот эту\этого Лолу и надо найти. И в ходе этих поисков Мануэла сталкивается с другими женскими судьбами, некоторые из которых не менее трагичны, чем ее.
Вот самый настоящий девишник на квартире у Мануэлы.
Оказалось, что Роза уже на третьем месяце беременности и отцом ребенка является Лола, бывший муж Мануэлы Эстебан. Она выхаживала его в монашеском приюте от наркотической ломки. Вот там и забеременела от него. И к тому же он заразил ее ВИЧ-инфекцией.
Вот в такой тугой единый узел завязались эти четыре женские судьбы. Выходящая в "тираж" старая проститутка-трансвестит Моя Радость. Одинокая, несчастная "Дымка", из- за которой погиб сын Мануэлы. И смертельно больная, ждущая ребенка Роза, о которой Мануэла заботится как мать.
Главный девиз этого фильма, крылатое выражение Бланш Дюбуа из "Трамвая "Желание": " Я всегда полагалась на доброту незнакомцев." А главный "добрый незнакомец" в этом фильме - Мануэла. Ее доброты хватает и на Мое Счастье, и на "Дымку", и особенно на смертельно больную Розу.
И ни одного мужчины Альмодовар в этот чисто женский фильм не вводит. В конце фильма все-таки нам покажут эту\этого Лолу\Эстебана. Как писал сам Альмодовар.
Прототипом Лолы был трансвестит из Барселоны. У него была жена, которой он не позволял носить бикини, а сам ходил с грудями величиной с тележку и предлагал себя всякому встречному. Это прекрасный пример мачизма: чего-то иррационального, как и всякое крупное явление — расизм, паранойя или глупость.
Развязка этой истории очень трагическая. Вот мнения некоторых зрителей.
Это мой любимый фильм, посмотрев первый раз не могла 2 часа прийти в себя, слезы текли ручьями. Через 2 часа посмотрела еще раз...отдышалась... и 3ий раз... и поняла,что ответила себе на все вопросы...все,живу дальше...=)
Мало какой фильм я смотрю в напряжении и со слезами, но этот фильм, просто нечто! После просмотра, я сказала себе, что больше не буду смотреть его, уж сильно эмоционально его перенесла, но через некоторое время, желание пересмотреть пояилось, когда смотрела его, казалось, что вижу впервые и перереживала так же, как и при первом просмотре :)
Альмодовар создал без преувеличения великое кино, которое хочется пересматривать раз за разом и открывать новые грани смысла. При всем трагизме очень жизнеутверждающая вещь. Трагифарс, который заставляет хохотать тогда, когда еще не высохли слезы на глазах, и рыдать, когда только что смеялся.
И все-таки в финале фильма происходит самое настоящее чудо. Не мог Альмодовар оставить своих любимых женщин безнадежно несчастными. После всех жутких трагедий режиссер дает своим героиням великое утешение и счастье.
Фильм можно пересматривать бесконечно, находя каждый раз новые смыслы, эмоции и впечатления. Очень глубокий, трагичный и одновременно оптимистичный фильм.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.