Найти тему
Строительный мир

Волго-Каспийский судоходный канал и его главная проблема

Весной 1874 года на реке Бахтемир (рукав Волги) стартовали работы по очистке русла. Так началось рождение Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), который до сих пор является единственной глубоководной артерией, соединяющей внутренние водные пути с Каспийским морем.

На первом этапе строительства обнаружили, что, благодаря твердому грунту, откосы канала обваливаются незначительно, а за счет быстрого течения засорение песком происходит медленно. Поэтому объект решили сделать глубже — до 3,6 м и в два раза шире — до 120 м. Протяженность канала составила около 33 км.

В 1891 году, когда по новому пути активно пошли суда, грузооборот через порт Астрахань увеличился почти в 250 раз по сравнению с годом начала сооружения канала и достиг 2,3 млн тонн.

© public domain (Дельта Волги. Вид из космоса)
© public domain (Дельта Волги. Вид из космоса)

В 1930-х началось резкое снижение уровня моря — за десять лет на два метра. Глубину канала, который к 1955 году стал длиннее в пять раз, поддерживали на прежней отметке, существенно увеличив объем дноуглубительных работ. К 1970 году на ВКМСК провели реконструкцию, что позволило более современным судам проходить по каналу. Ежегодный грузооборот в течение следующего десятилетия составлял почти 20 млн тонн.

Объемы грузоперевозок в первой половине 1990-х практически сошли на нет, хотя уже через несколько лет ситуация начала улучшаться, чему способствовала и стабилизация уровня Каспийского моря. В это же время примерно в 70 км к югу от Астрахани появляется порт Оля. С 1998-го по 2004 год грузооборот через оба порта вырастает с 1 до 4,7 млн тонн. Сегодня этот показатель составляет 3,1 млн тонн (данные за 2020 год) при суммарной мощности портов 16,5 млн тонн. В настоящее время общая протяженность канала — 188 км (морская часть — 102 км, речная — 86 км), ширина — 100-120 м, глубина — около 5 м.

Главная проблема и перспективы на будущее

В ноябре 2020-го российское правительство утвердило создание портовой особой экономической зоны в регионе. Проект предполагает модернизацию инфраструктуры порта Оля и создание контейнерного терминала. В ближайшие два года на эти цели будет предоставлено 2,5 млрд руб.

© ФГУП "Росморпорт" / rosmorport.ru (Схема ВКМСК)
© ФГУП "Росморпорт" / rosmorport.ru (Схема ВКМСК)

Согласно стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2030 года, одна из задач — повышение пропускной способности ВКМСК. Но для достижения этого, как отмечается в том же документе, необходимо решить главную проблему — обмеление канала.

Периодически в новостях появляется информация о судах, которые садятся на мель при прохождении Волго-Каспийского водного пути. Очередной подобный случай произошел на 156 км канала 10 марта 2021 года с теплоходом, следовавшим из Ирана.

В некоторых же случаях баржи с грузом простаивают по несколько дней в ожидании подъема воды. Поэтому, помимо проекта создания особой экономической зоны, необходимо как увеличение дноуглубительных работ, так и строительство защитных сооружений в морской части ВКМСК.

© casp-geo.ru (ВКМСК)
© casp-geo.ru (ВКМСК)

Относительно первого, на заседании по морской деятельности, которое проводил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, отмечалось, что в 2021 году будет вынуто 3,9 млн куб. м грунта — на 0,4 млн больше, чем в прошлом году. В некоторых источниках подчеркивается, что данный вопрос закрыт окончательно.

Однако, по мнению многих судовладельцев, для достижения эффекта необходимо увеличение минимум до 6 млн куб. м — примерно такой же объем дноуглубительных работ проводили в СССР в 1970-х. Но достигнуть этих показателей невозможно без новых современных земснарядов, а окончательного решения об обновлении технического флота на Каспии пока не принято.

Специалисты Астраханского комплексного проектно-изыскательского отдела (АКПИО) озвучивают ту же цифру — 6 млн кубометров. Однако они отмечают, что необходимо не только единовременно вынуть такой объем грунта, но и минимизировать возвратную заносимость канала. Например, предлагается отвозить грунт на берег и использовать в хозяйственных целях.

© public domain (Государства, имеющие выход к Каспийскому морю)
© public domain (Государства, имеющие выход к Каспийскому морю)

Но и для этого нужна новая техника — специальные многоцелевые суда. Свои предложения относительно усовершенствования работ по дноуглублению и строительству защитных сооружений АКПИО направлял в соответствующие инстанции и организации уже не раз. Но пока все их предложения откладывали на полку.

Тем не менее первые серьезные шаги в сторону развития, о которых говорилось выше, уже сделаны, однако необходимо осуществить еще большую работу и вложить немало средств, чтобы увеличить пропускную способность ВКМСК, загрузить порты Оля и Астрахань и укрепить тем самым позиции на Каспии, реализовав в полной мере давнюю задумку — международный транспортный коридор «Север-Юг».

Читайте: Польша строит новый судоходный канал, чтобы не заходить в воды России. Многие выступают против проекта, в том числе в ЕС