Хотоны являются вторым по численности народом Западной Монголии, исповедующим ислам.
Хотоны населяют сомон (район) Тариала Убсунского аймака, к югу от озера Убсу-Нур. Численность - около 10 тысяч человек.
Хотоны являются оседлыми в отличие от окружающих кочевников. Они активно занимаются поливным земледелием, которое является их традиционным способом хозяйствования. Сама местность Тариала, в которой они живут, переводится как пашня.
Хотоны были переселены в Монголию во время правления джунгарского Галдан бошогт хана (1644 - 1697 годы жизни) и были оседлым населением Восточного Туркестана. Джунгары нуждавшиеся в хороших земледельцах переселяли их на свои коренные земли.
По другой версии это было тюркское оседлое население джунгарских владений в Восточном Туркестане, которое было переселено уже маньчжурами после разгрома Джунгарского ханства в середине XVIII века.
Первые исследования этнотипа Хотонов, проведенное в начале XX века русскими учеными Григорием Потаниным и Борисом Владимирцовым выявили, что язык Хотонов тюркский (уйгурский), а антропологические черты схожи с оседлыми народами Восточного Туркестана.
Сейчас Хотоны практически потеряли свой исконный тюркский язык и говорят на дербетском диалекте монгольского языка.
В ходе генетических исследований установлено, что основной гаплогруппой Хотонов является R1a1 (83 %). То есть, они являются европеоидами по происхождению. Наиболее близки генетически к хотонам кыргызы, затем уйгуры.
Раньше, хотоны обладали ярко выраженной европеоидной внешностью, которая сейчас из-за смешения произвела дрейф в сторону монголоидности. Поэтому, джунгарские ханы иногда использовали Хотонов, выдавая их за русских солдат, чтобы убедить маньчжур в якобы поддержке Российской империи.
Хотоны делились на семь родов:
Владимирцев записал такие: Швавай, Шалбак, Узбек, Нилва, Жес, Хасан, Худай-берды.
Потанин записал по другому: аджу-хурмян, яс, ильбя, бурут, удзюбук, касыль, джуппа
- Исторически все хотоны были мусульманами, однако за века проживания в регионе, где окружающее население исповедует буддизм в сочетании с элементами шаманизма, хотонами было утрачено большинство исламских обрядов, от местного населения были восприняты обычаи, которые не совместимы с исламским вероучением. Тем не менее, в этой этнической группе сохраняется память как о тюркском, так и о мусульманском происхождении. В обрядовой практике продолжают использоваться отрывки исламских молитв (только на хотонском языке) - Википедия
Поэтому, хотоны являются своеобразной копилкой всех обрядов, присущих как мусульманам, так и кочевым народам. Благодаря своей оседлости и соответственно умению сохранять традиции именно хотоны сохранили древние монгольские танцы и другие артефакты не материальной культуры.
Оглавление цикла статей "Этнографические зарисовки" на канале "История и культура Евразии"
Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.