Крановщики, самосвальщики, автобусники, рейсовики, персональщики..., практически все шофёрские специальности присутствовали в нашем АТП. Но был у нас один универсальный шофёр, о нём я и хочу рассказать.
Помимо автомобилей в нашей автобазе был ещё и старенький трактор МТЗ-80. Работал на нём сорокалетний мужичок по имени Николай. Небольшого росточка, чуть полноватый, лицо круглое, и почти всегда улыбающееся.
Приехал Николай, устроился в АТП, из близлежащего села. Работы у Коли в автобазе хватало: затащить в бокс машину на ремонт. На самодельном прицепе крупные запчасти привезти со склада. САК подогнать куда надо, заварить-подварить, он же ещё и сварщиком был неплохим.
Раздаточную колонку на складе отремонтировать надо: Коля. Наладить РД от старого истребителя, который зимой использовали для подогрева двигателей самосвалов, для Николая тоже не проблема.
А ещё Коля отвечал за чистоту на территории автобазы: два-три раза в неделю подцеплял он к трактору механическую щётку и производил уборку. Весной цеплял Коля за трактор плуг и пахал огороды работников АТП, у кого свой дом или дача были.
Когда в автобазе открыли курсы по подготовке водителей, Коля не долго думая записался на них. Как-то сидя в курилке он сам завёл разговор на эту тему:
-А чё? Я тоже хочу на машине работать, а то всю жизнь на тракторе, сюда устроился и снова трактор! Вона мужики чуть ли не за пять тыщ вёрст гоняют, а я дальше районного центра почитай и не был!
-Так ты что Колян в междугородники или в международники нацелился?))
-Нет конечно, это ж стаж надо, да и далековато однако будет. Я так, хотя бы здесь, по району поездил бы...
А ещё, когда кто-то из «китайской» бригады стоял на обслуживании или ремонте в ремзоне, Коля тут как тут, и всё ему интересно было:
-И чё китайцы — вот прямо так всё и едят?
-Да именно так: что бегает, ползает, летает и плавает, всё в пищу идёт)).
-А машины у них какие?
-Да всякие, но в основном те ещё которые по нашим лицензиям делают.
-А чё они все на великах ездят?...
Мог Коля одни и те же вопросы задавать разным шофёрам и по нескольку раз. Сядет как тот пацан в кабину КамАЗа и рассматривает всё, вопросы задаёт...
Выучился Коля, получил удостоверение, но ни как его не хотел главный инженер и начальник ремзоны отпускать с трактора. Оно и понятно, где ещё такого рукастого и безотказного работягу найти!
Но как не сопротивлялись, а всё-таки пришлось им отпустить Колю, с трактора на машину. "Сосватал" Колю начальник эксплуатации на свой старенький УАЗ-469. Коле лишь бы какая машина, только не трактор.
И началась Колина шофёрская жизнь: днём возит своего шефа, вечером ковыряется со старичком УАЗиком. Помимо ремонта ещё и "обживает" машину: из прочной ткани сам дома пошил чехлы на сидения. Солдатские одеяла пошли на утепление брезентовой крыши. Линолеум на пол постелил, вентилятор от "Сайгака" или вертолёта, на панели пристроил...
Подходит он как-то к шофёрам из китайской бригады:
-Мужики тут Серёга крановщик хвастался что вы ему с Китая печку привезли на его "Москвич", так говорит что тепло она даёт ну прямо как дома.
-Ага было такое, круглая такая, специально что бы весь салон отапливать.
-Привезите такую на УАЗик, а я рассчитаюсь, ну может инженер какую копейку подкинет.
- Ладно тебе, привезём, да и стоит такая, как две канистры солярки всего))...
-И это, что ещё хотел попросить... -Коля посмотрел по сторонам, как будто стеснялся что его услышат.
-Да говори, чего мнёшься.
-Ну вон как у вас, эти перчатки без пальцев, и очки что бы зеркальные были, привезёте? А я на это деньги дам, есть у меня.
-Привезём не волнуйся ты, будут у тебя перчатки и очки как у настоящего гонщика!)) И денег не надо.
Да и как было с Коли деньги брать, сколько он нас выручал и не потому что обязан был по работе, а так чисто по-человечески: оставался вечером и помогал!
Но вот как-то не сработались начальник эксплуатации и Коля. Разные они люди, а особенно по темпераменту: начальник весь такой живчик, на суете постоянно, а Коля неторопливый, рассудительный мужик, что значит деревенский.
Да ещё посмеивался иногда инженер над Колиной неторопливостью рассказывая такую историю:
-Я ему говорю: Коля давай быстрее на карьер езжай! А он мне: «момент». Садится в УАЗик, надевает, не торопясь перчатки без пальцев, очки, которые ему "китайцы" привезли! Заводит мотор, да как стартанёт! Разгоняется аж до немыслимых 50 км/час!))
И так мы почти все 20 километров до карьера ехали)). Нас даже КрАЗы обгоняли!))
И тут как нельзя кстати в ремзону, в качестве "хозяйки", передают не новый, но крепкий ГАЗ-3307. Главный инженер Колю, на него с УАЗика стал переманивать.
А тут и переманивать не надо было, сразу Коля согласился, принял ГАЗик. Сильно с ним и ковыряться не пришлось, так по мелочи устранил кое что, подтянул, кабину облагородил. Повезло: машина в нормальном состоянии ему досталась.
И опять начальник ремзоны не нарадуется на Колю! Надо с УПТК что-то получить, Коля съездит, без всяких сопровождающих, всё сам получит, привезёт. Всякий хлам, металлолом собрать в боксе и на базу консервации увезти, Коля в лучшем виде сделает. В столярный цех съездить доски, брус получить: получит, погрузит, привезёт, разгрузит.
А трактор всё то стоял без тракториста. Главный инженер раз попросил Колю, типа по старой памяти трактор завести, да территорию подмести. Потом второй раз САК подтащить к холодному складу… и пошло-поехало)).
До обеда Коля на ГАЗике ездит, после обеда уже на тракторе, или на оборот. Как говорится беда и выручка в ремзоне это Коля.
Многие стали замечать: когда Коля за руль ГАЗика садился то обязательно перчатки и очки надевает. А если на тракторе надо было поработать, то переодевался в комбинезон, а вместо перчаток верхонки надевал)).
Хоть и было у Коли забот по макушку, но в помощи он мужикам, кто на ремонте стоял, никогда ни отказывал. Если просили после работы остаться, оставался и помогал. Уважали в автобазе Колю все, за такое его отношение к работе и людям.
И начальство без внимания его работоспособность не оставило: оформили его на полставки трактористом. А ещё Коле было дозволено пользоваться ГАЗиком в личных целях, без выписки и оплаты (хотя и чисто символической для работников АТП) в бухгалтерию: с указания руководства выписывали ему путёвку и он изредка на выходные уезжал в свою деревню к родне.
Вот такой он единственный и незаменимый шофёр-универсал был в нашем АТП. Если на любую машину в автобазе можно было найти подменного, то на ГАЗик "хозяйку" и на трактор нет!
Друзья, коллеги, подписчики, если у вас есть что добавить, или у кого-то есть подобные истории. А кто-то имеет своё мнение, на описанное в рассказе, то милости прошу в комментарии!
Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня!
Благодарность автору добровольная и анонимная:
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и свободных источников.