Найти тему
Всё про искусство

Ищите эквиваленты

Эжен Делакруа. Автопортрет. 1840
Эжен Делакруа. Автопортрет. 1840

Следование правде не принимало у Делакруа формы фактической передачи действительности. В своих поисках художественной истины он предпочитал эквиваленты;)

Найденные решения художник одаривает поистине рубенсовской страстностью. Да и само построение формы явно близко к манере великого фламандца. Очевидно, что Делакруа отдаёт своё предпочтение стихийной энергии масс и объемов, в значительной степени игнорирую эстетику четкого линейного контура.

Эжен Делакруа. Вид на Танжер и два сидящих араба. 1853
Эжен Делакруа. Вид на Танжер и два сидящих араба. 1853

Делакруа - был одним из первых, открывшим мир Востока. Он едет в путешествие по северу Африки и привозит оттуда массу впечатлений, воплощённых в изящных зарисовках. Очевидно, что гаремные фантазии Энгра не имеют с подлинной жизнью Востока ничего общего. Вообще, между двумя художниками была непреодолимая пропасть противоречий. Недаром, Энгр много лет препятствовал избранию Делакруа в Академию Художеств.

«Смерть  Сарданапала»
«Смерть Сарданапала»

«Смерть Сарданапала» вызвала резкую реакцию на выставке 1827 года. На фоне салонной живописи, это был очень дерзким вызовом. Делакруа пренебрегает не только эстетикой классицизма, но и всеми классическими принципами построения композиции. Вокруг постели тирана, находящейся в странных отношениях с пространством, закручивается вихрь из тел людей и лошадей. Сложные ракурсы и яркие эмоции персонажей Делакруа снова напоминают о 17 столетии. Очень богатый и даже несколько торжественный колорит: сочетания золота с белым и красным. Несмотря на всю театральность сюжета, его воплощение далеко от условности академической живописи - в каждом мазке ощутим огромный темперамент художника.

Интересно, что будучи, по факту, одним из наиболее ярких представителей французского романтизма, Делакруа настаивал на своей «классичности». И, действительно, в знаменитой «Свободе, ведущей народ» очевидна его академическая выучка: крепкая пирамидальная композиция, выразительность драпировок, пластика главной фигуры. Однако, подлинная классичность здесь не в построении. Порыв обнаженной свободы, ее уверенный шаг отчаянно напоминает одну из лучших вещей эллинистической Греции - Нику Самофракийскую. И тут с «pure classique» не поспоришь:)