Следование правде не принимало у Делакруа формы фактической передачи действительности. В своих поисках художественной истины он предпочитал эквиваленты;)
⠀
Найденные решения художник одаривает поистине рубенсовской страстностью. Да и само построение формы явно близко к манере великого фламандца. Очевидно, что Делакруа отдаёт своё предпочтение стихийной энергии масс и объемов, в значительной степени игнорирую эстетику четкого линейного контура.
Делакруа - был одним из первых, открывшим мир Востока. Он едет в путешествие по северу Африки и привозит оттуда массу впечатлений, воплощённых в изящных зарисовках. Очевидно, что гаремные фантазии Энгра не имеют с подлинной жизнью Востока ничего общего. Вообще, между двумя художниками была непреодолимая пропасть противоречий. Недаром, Энгр много лет препятствовал избранию Делакруа в Академию Художеств.
⠀
«Смерть Сарданапала» вызвала резкую реакцию на выставке 1827 года. На фоне салонной живописи, это был очень дерзким вызовом. Делакруа пренебрегает не только эстетикой классицизма, но и всеми классическими принципами построения композиции. Вокруг постели тирана, находящейся в странных отношениях с пространством, закручивается вихрь из тел людей и лошадей. Сложные ракурсы и яркие эмоции персонажей Делакруа снова напоминают о 17 столетии. Очень богатый и даже несколько торжественный колорит: сочетания золота с белым и красным. Несмотря на всю театральность сюжета, его воплощение далеко от условности академической живописи - в каждом мазке ощутим огромный темперамент художника.
⠀
Интересно, что будучи, по факту, одним из наиболее ярких представителей французского романтизма, Делакруа настаивал на своей «классичности». И, действительно, в знаменитой «Свободе, ведущей народ» очевидна его академическая выучка: крепкая пирамидальная композиция, выразительность драпировок, пластика главной фигуры. Однако, подлинная классичность здесь не в построении. Порыв обнаженной свободы, ее уверенный шаг отчаянно напоминает одну из лучших вещей эллинистической Греции - Нику Самофракийскую. И тут с «pure classique» не поспоришь:)