21,3K подписчиков

Роль детства в жизни человека: 4 готовых аргумента для сочинений ОГЭ и ЕГЭ

3,9K прочитали

Воздействуют ли на нас воспитание, люди, находящиеся рядом в детстве, заветы родителей? Конечно, да. И все реалистические произведения русской классической литературы это доказывают. Давайте на примере трёх их них разберем тему воздействия детства на человека и составим 4 литературных аргумента, которые помогут обосновать свою позицию в сочинениях формата ОГЭ и ЕГЭ. Вперед!

1. Воспитание лучших качеств (чести, верности принципам): роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», пример Петра Гринёва

Е. Пугачёв, Пётр Гринев и Маша Миронова. Иллюстрация с сайта illustrators.ru
Е. Пугачёв, Пётр Гринев и Маша Миронова. Иллюстрация с сайта illustrators.ru

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как заветы отца помогли главному герою сохранить честь, достоинство и даже жизнь в непростой ситуации. В детстве Петр Гринёв получил обычное для того времени дворянское воспитание: сначала за ним ходил стремянной Савельич, затем его сменил француз Бопре, который вскоре был изгнан. Отец не держал Петра в строгости, но привил ему понятие о справедливости и долге, о том, что необходимо беречь платье снову, а честь смолоду. Для того чтобы из сына получился достойный офицер, он оправил его на службу не в столицу, а в Оренбург, откуда тот попал в Белогорскую крепость. Оказавшись невольным участником Пугачёвского бунта, герой проявил лучшие качества. Он отказался присягать на верность бунтовщику, выбрав смерть, а не предательство. Когда Е. Пугачёв пощадил его, Гринёв, подвергая себя опасности, вернулся в осажденную крепость и спас возлюбленную – Машу Миронову.

2. Влияние детства на дальнейшую жизнь: роман И.А. Гончарова «Обломов», пример И.И. Обломова (отрицательный), пример А.И. Штольца (положительный)

Портрет И.И. Обломова. Иллюстрация с сайта static.tildacdn.com
Портрет И.И. Обломова. Иллюстрация с сайта static.tildacdn.com

Главным героем романа «Обломов» И.А. Гончарова является молодой дворянин, ленивый и бездеятельный. Илья Ильич был единственным ребенком в семье, и родители постоянно баловали его. Труд в Обломовке, его родовом поместье, считался занятием позорным, учёба – чем-то желательным, но необязательным, а любую возникающую проблему мальчик решал не сам, за него все делали слуги – «Захар и ещё триста Захаров». Неудивительно, что вырос он изнеженным и безынициативным. Влияние воспитания и заложенных в детстве ценностей было настолько сильно, что, несмотря на ум и благородные душевные порывы, герой так ничего и не добился в жизни: испугавшись выговора от начальника, ушёл со службы, не зная, как привести в порядок дела своего имения, и не желая туда ехать и что-то менять, потерял возлюбленную. В итоге он потерял и свою жизнь, так и не победив обломовщину.

Андрей Иванович Штольц. Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова"
Андрей Иванович Штольц. Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова"

Андрей Штольц – герой романа И.А. Гончарова «Обломов» – получил «трудовое, практическое воспитание». Детство мальчика, в отличие от юных лет его друга Ильи Обломова, не было беззаботным. Отец-немец прививал ему аккуратность, любовь к наукам, практический расчет: в 8 лет занимался с ним географией, литературой и математикой, затем сделал его в своем пансионе репетитором, в 14-15 лет посылал одного в город с поручениями. В итоге Андрей вырос самостоятельным и упорным молодым человеком, успешным в делах и способным справиться с любым жизненным вызовом. Детство стало залогом его будущих побед.

3. Жизненный урок, полученный в детстве: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», пример главного героя (рассказ автобиографичен, ведётся от первого лица)

Иллюстрации к рассказу "Конь с розовой гривой"
Иллюстрации к рассказу "Конь с розовой гривой"

В произведении В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» показан важный нравственный урок, который получает рассказчик, мальчик-сирота. Желая заработать пряник конем, «мечту всех деревенских малышей», он отправляется в лес за земляникой, но не собирает её, а съедает вместе с соседскими ребятишками. Затем он решается на обман и приносит посудину, набитую травой и сверху чуть присыпанную ягодами. Не проверив, бабушка уезжает продавать ягоды. Мальчик терзается угрызениями совести, боится наказания, понимая, что совершил гадкий поступок. Но особенно стыдно ему становится, когда он видит, что бабушка выполнила свою часть обещания и купила пряник. Этот урок он запоминает на всю жизнь.

5 аргументов по проблеме воздействия природы на человека здесь: https://zen.yandex.ru/media/literatura32/5-gotovyh-argumentov-po-probleme-vozdeistvie-prirody-na-cheloveka-dlia-sochinenii-oge-i-ege-60488a57a6c3965eb4a2e522

5 аргументов по проблеме поиска смысла жизни, самоопределения здесь: https://zen.yandex.ru/media/literatura32/5-literaturnyh-argumentov-dlia-sochinenii-formata-ege-i-itogovoe-tema-poisk-smysla-jizni-5fd64ed89480ec78dc6f0127

Удачных вам сочинений!