Всё началось с тяжелых блюзов конца 60-х и пионеров хард-рока начала 70-х, так рождался метал!
Тяжёлые песни дометалической эпохи, инициировавшие появление хэви-метал и вдохновившие сегодняшних хедбэнгеров.
Cream - Spoonful (из альбома Fresh Cream, 1966)
Самые удачливые люди на планете? По-видимому, это те, кто были подростками в 1966-1967 годах и интересовались игрой на гитаре. Особенно если они оказались тогда в Лондоне и любили блюз.
Два лучших пауэр-трио всех времен, Cream и The Jimi Hendrix Experience, просто снесли всех своих конкурентов в блюз-клубах, не оставив им ни малейшего шанса. Ни один трек не сделал столь конкретного заявления, что хэви-метал происходит из блюза, как яростная версия песни Уилли Диксона, сыгранная троицей - Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джинджер Бейкер.
The Jimi Hendrix Experience - Purple Haze (из альбома Are You Experienced, 1967)
Что это за неуклюжий рифф, открывающий трек Purple Haze? И что это за чувак, врезавший по ушам ни в чем неповинных, открывших рты от удивления людей? И зачем он перевернул вверх ногами свой Стратокастер?
Ну, теперь-то мы знаем, что это был Джеймс Маршалл Хендрикс, бывший военнослужащий армии США и сессионный музыкант, перебравшийся из Нью-Йорка в Лондон на короткую, но яркую жизнь, вращающуюся вокруг кислоты и абсолютно нового гитарного звучания. А в то время многие восприняли его как существо из другого измерения.
The Beatles - Revolution (би-сайд сингла, 1968)
Спросите битломана, из какой песни ливерпульского квартета вырос хэви-метал, и вы, вероятно, получите ответ: «Helter Skelter», чему отчасти способствует мрачная история, связанная с Чарльзом Мэнсоном.
Задайте этот же вопрос любому гитаристу, и вы услышите другой ответ, потому что ядро любой тяжелой металлической песни - гитарный рифф. Ни в одной песне Beatles нет такого фуззового звука гитары, как на сингле Revolution (нет, нет, не на версии из White Album, которая намного мягче).
Steppenwolf - Born To Be Wild (из альбома Steppenwolf, 1968)
Теперь это своего рода клише, а в конце 60-х в самой известной песне группы Steppenwolf впервые появилась фраза «Гром тяжелого метала». И давайте не будем забывать, что сама песня Born To Be Wild также повлияла на факт его возникновения. Её грубый гитарный звук был одним из самых бескомпромиссных для 1968 года.
А этот «плачущий» орган, создающий фундамент для горлового вокала Джона Кея? Диссонанс по отношению к песням, наполнявшим поп-чарты той эпохи. 16 лет спустя треш-металеры Slayer подтвердили принадлежность песни к жанру, сделав успешный кавер.
Blue Cheer - Summertime Blues (из альбома Vincebus Eruptum, 1968)
Через десять лет после того, как в 1958 году Эдди Кокрен написан молодёжный гимн, за него взялась блюз-рок-группа Blue Cheer из Сан-Франциско, специализирующаяся на великолепных гитарных риффах и лающем вокале. Они заменили комедийный момент с баритон-саксофоном оригинала песни на басовое соло и пронзительную соло-гитару, вдохновив более поздние роковые версии The Who, Van Halen и Rush.
А вот и оригинал.
MC5 - Kick Out The Jams (из альбома Kick Out The Jams, 1968)
В 1968 году ещё не было принято начинать поп-диск с ругательства, но именно это сделали мичиганские рокеры MC5 на альбоме Kick Out The Jams. Вылив на слушателей поток не самых приличных слов, MC5 перешли к тому, что стало одним из самых удачных и прикольных гимнов контркультуры. Вообще-то в популярной музыке того времени пока что не было вокала, напоминающего крики футбольных фанатов, недовольных судьёй, или гитарных наложений, создающих завораживающую плотность. Так что неудивительно, что гитарная музыка становилась все тяжелее и тяжелее после таких песен, как эта.
Iron Butterfly, In-A-Gadda-Da-Vida (из альбома In-A-Gadda-Da-Vida, 1968)
Смысл названия песни (и альбома)? Вообще-то это означает «в Эдемском саду». Но не факт, что все поклонники лос-анджелесских трэшеров Slayer знали об этом, когда те перепели песню для би-сайда своего сингла.
При прослушивании оригинальной версии после тяжёлого месива, созданного группой из ЛА, привлекает внимание то изящество, с которым железные бабочки из Сан-Диего исполнили эту песню: орган, изящно обволакивающий слишком прямолинейный гитарный рифф, красивая басовая партия и почти оперная вокальная подача фронтмена Дуга Ингла.
In-A-Gadda-Da-Vida, наверняка, вдохновила металопрокатчиков будущего, но это была не просто трехаккордовая песня.
Deep Purple - Hush (из альбома Shades Of Deep Purple, 1968)
В конце 60-х британский блюз-рок безоговорочно захватил все позиции в международном радиоэфире, хотя сейчас это даже трудно себе представить. Ведущая троица - Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath.
Интересное совпадение - все три группы были окончательно сформированы в Мидлендсе. Первыми на тропу войны вышли Purple, и хотя их состав Mk I, возглавляемый давно исчезнувшим Родом Эвансом, так и не достиг коммерческого пика последующего Mk II, этот сингл стал хитом.
И неважно, что позднее всякие брит-попперы типа Kula Shaker также добрались до того, чтобы сыграть кавер на эту песню: именно версия Purple вдохновила сотни, а может быть, и тысячи групп свернуть на тяжёлую дорогу.
Led Zeppelin - Communication Breakdown (из альбома Led Zeppelin, 1969)
Communication Breakdown вдохновила группу Black Sabbath на сочинение их самой известной песни Paranoid. Вполне убедительное доказательство важности этой песни для мира хэви-метал.
Тони Айомми рассказал, что очень простая, тяжелая гитарная аранжировка Communication Breakdown внесла значительный вклад в создание гитарной партии Paranoid.
Uriah Heep - Gypsy (из альбома … Very ’Eavy… Very ’Umble, 1970)
Многие забыли, что Uriah Heep, скромные лондонцы, были очень популярны в начале 70-х годов, когда они штурмовали Америку на частных самолетах и лимузинах и выступали хедлайнерами огромных арен. Gypsy была одной из многих ранних мелодий Heep, которые вдохновили поклонников рока со всего мира присоединиться к теме, и хотя она менее прогрессивна и амбициозна, чем более поздние эпические произведения группы, с позиции ударности, энергичности она настежь открывает ворота в мир хэви.
Grand Funk Railroad - Shinin’ On (из альбома Shinin’ On, 1974)
В городе Флинте, штат Мичиган, видимо есть что-то особенное, поскольку именно там родились Grand Funk Railroad (позже Grand Funk), одно из крупнейших явлений хард-рока, появившихся в Америке в середине 70-х годов.
И хотя вокал похож на рев бронтозавра, нагромождение органных и басовых партий и гитарных соло, явно инспирированных прослушиванием Джими Хендрикса, были вполне обычным делом для GFR. Песни группы очень эмоциональны, и пожалуй, это наиболее очевидно именно в этой, лучшей в их карьере, мелодии.