3,9K подписчиков

Продление Бирюлёвской линии метро в Щербинку — предпроект.

9,1K прочитали

Куда же конкретно будут вести Бирюлёвскую линию и где ожидается бум жилищного строительства в восточной части Новой Москвы?

Схема прохождения Бирюлёвской линии в Новой Москвы на карте.
Схема прохождения Бирюлёвской линии в Новой Москвы на карте.

Ни для кого ни секрет, что новый третий радиус метро на юге Москвы будет строиться по большей части для застройки полей Новой Москвы, а конкретно — поселения Рязановское.

В само Бирюлёво Московский метрополитен придёт спустя полвека после начала жилой застройки двух районов (Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное).

Куда пойдёт линия далее? Как улучшит транспортную ситуацию на на юге Москвы и Подмосковья? До каких мест можно будет добраться с помощью этой линии? Выясним же =)

Читателю важно понять, что описываемые ниже станции метро будут построены не в ближайшие годы и даже не в этом десятилетии.
И в тоже время, полезно знать векторы развития транспортной системы города на перспективу. Жилищные ситуации разные бывают, кого-то может заинтересовать это направление.

Что говорит Генеральный план Москвы?

В 2017 году были утверждены изменения в важный градостроительный документ города — Генеральный план Москвы. Эти изменения нужны были для утверждения плана развития присоединённых территорий к Москве от Московской области в 2012 году в Рублёво-Архангельском, Некрасовке, отдельной площадке Конезавод ВТБ и наконец в Новой Москве.

В пояснительной части к изменениям генплана была опубликована схема развития скоростного внеуличного транспорта в Москве (метро), на которой есть планы продления Бирюлёвской линии в поселение Рязановское.

Поселение Рязановское находится севернее г. Подольск, западнее г. Щербинка и Курского направления МЖД, южнее аэропорта Остафьево и района Южное Бутово.
Схема развития скоростного внеуличного транспорта в Москве из изменений в Генплан Москвы 2017 года.
Схема развития скоростного внеуличного транспорта в Москве из изменений в Генплан Москвы 2017 года.

Эти идеи до сих пор не менялись в выпускаемых схемах развития метрополитена при открытии новых станции метро, что говорит об отсутствии серьёзных проработок на текущий момент.

В последних опубликованных публично проектах планировки объектов строительства автомобильных дорог, водопровода и т.д. технической зоны метрополитена не установлено. Даже так, меня это пока не останавливает.

Куда после «Бирюлёво»?

«Бирюлёво» — может остаться последней полноценной станцией метро Бирюлёвской линии (БирЛ) в пределах МКАД.

Или может быть построена ещё одна станция вблизи границы районов Чертаново Южное и Бирюлёво Западное. Об этом можно прочитать в отдельной статье про эвакуационный выход/ст.м. «Красный Строитель».

Заранее предупреждаю. Многие станции продления БирЛ ещё не имеют предварительного наименования.

Станция «Битца»

Станция Бирюлёвской линии метро возле ЖК "Южная Битца" и Ботанического сада ВИЛАР на карте.
Станция Бирюлёвской линии метро возле ЖК "Южная Битца" и Ботанического сада ВИЛАР на карте.

Следующая станция метро Бирюлёвской линии, по задумке проектировщиков Института Генплана Москвы, разместится близ пересечения ул. Грина и Варшавского шоссе. В восточной части района Северное Бутово.

Вблизи не так много жилых домов для целой станции метро и есть нюансы.

6-й и 7-й микрорайоны Северного Бутова проживают в пешей доступности от планируемой станции метро, но она для жителей микрорайонов практически бесполезна для поездок в центр при наличии ст. м. «Бульвар Дмитрия Донского» (серия линия).

До станции «Тульская», где будут пересекаться Серпуховско-Тимирязевская и Бирюлёвская линии в будущем, через вторую будет затрачено ощутимо больше времени в пути. По простым причинам: 1) Большое число остановок на Бирюлёвской линии; 2) Более длинное расстояние до станции, пока БирЛ пытается охватить жилые массивы, где метро не в пешей доступности. (т.е. линия идёт зигзагом)

Иными словами, жителям Северного Бутова нет смысла пользоваться этой станций метро, кроме как для поездок в зону тяготения Бирюлёвской линии. Но с другой стороны Курской МЖД есть строящейся ЖК «Южная Битца».

Именно жители ЖК «Южная Битца» будут пользоваться станцией метро «Битца» по причине более долгого времени в пути пешком или на транспорте до иной станции метро («Бульвар Дмитрия Донского» или «Аннино»). Комплекс разрезан железной дорогой, Варшавским и Симферопольским, а также строящейся Юго-Восточной хордой.

И никаких текущих планов по строительству надземного пешеходного перехода через ЖД-пути нет, когда к станции метро создаются новые пешеходные связки..

Дополнительно:

  1. В этом месте есть ещё один проект. Новая ЖД-станция «Битца-2» на Курско-Рижском диаметре (МЦД-2). Она не получила федерального финансирования и её судьба находится в неопределённом состоянии. Если «Битцу-2» решат построить, то Бирюлёвская линия получит дополнительную пересадку на второй диаметр.
  2. Кроме того, пассажиров на станцию будет привлекать Варшавское шоссе. Москва может перенаправить часть маршрутов общественного транспорта Подмосковья от м. «Бульвар Дмитрия Донского» и м. «Лесопарковая» на эту станцию метро «Битца».

Станция «Бутово»

Станция метро «Бутово» Бирюлёвской линии на карте.
Станция метро «Бутово» Бирюлёвской линии на карте.

На станции метро «Бутово» будет организована пересадка на одноименную станцию МЦД-2 (второй диаметр).

Первая станция классического метрополитена в Южном Бутове, хе-хе. При желании можно дойти пешком до станции «Улица Скобелевская» Бутовской линии, но сделают ли здесь бесплатную пересадку? — вряд ли.

С точки зрения жилищного строительства место неплохое. Посёлок ещё в Лужковские времена хотели расселить в многоэтажные дома, но что-то властям мешает или нет подходящего градостроительного проекта.

Пока изымают малоэтажную застройку бывшего посёлка Бутово (в честь которого названы районы Бутово) под строительство путепровода «Улица Венёвская – 2-я Мелитопольская улица» и под дорогу «Солнцево - Бутово - Видное».

Станция возле заказника Южное Бутово

 Станция метро возле заказника Южное Бутово Бирюлёвской линии на карте.
Станция метро возле заказника Южное Бутово Бирюлёвской линии на карте.

Эта станция, скорее всего, поменяет местоположение ближе к деревни Щиброво и Чечёрского проезду, т.к. здесь по Генеральному плану Москвы 2010 года планируется жилищное строительство.

Официально, пока никто из застройщиков не объявлял желание застроить эти поля.

Рядом находиться Новокурьяновское (Южнобутовское/Щербинское) ЖД-кольцо. Полигон ограничивает жилую застройку, в тоже время планы развития города (планируемые дороги, хотя бы) учитывают сохранение экспериментального кольцевой железной дороги ВНИИЖТ.

Станция «Новокурьяново»

Станция метро «Новокурьяново» Бирюлёвской линии на карте.
Станция метро «Новокурьяново» Бирюлёвской линии на карте.

Полноценная пересадка на продлеваемую Бутовскую линию. Здесь находиться деревня Новокурьяново и военный городок при аэродроме Остафьево.

Саму Бутовскую линию хотят продлевать для того, чтобы линия получила полноценное метродепо (на карте выше размечена). Это не единственная причина, есть шансы на продление линии в микрорайоны Щербинка 1-4 района Южное Бутово.

Здесь же планируется пересадка на линию скоростного трамвая, техническая зона под который установлена, в отличие от Бирюлёвской линии метро.

Необходимость строительства целой станции метро тут, как впрочем и предыдущих двух, сомнительна. Но самое интересное впереди.

  • Небольшой оффтоп. Институт Генплана Москвы разрабатывает три варианта ответвление МЦД-2 от соответствующих ЖД-станций: «Бутово», «Щербинка» или «Остафьево».

(На карте можно поглядеть тут)

Новая железнодорожная линия в Новую Москву. Из презентации Института ГенПлана Москвы по поводу развития МЦД.
Новая железнодорожная линия в Новую Москву. Из презентации Института ГенПлана Москвы по поводу развития МЦД.

Эта ЖД-линия ставит в сомнение целесообразность строительства продления Бирюлёвской линии в Новую Москву, вообще. Ещё ничего не решено, поэтому оффтоп. Может я пишу про несбывшиеся планы Бирюлёвской линии :D

Станция метро между Староникольской улицей и Остафьевским шоссе

Станция метро между Староникольской улицей и Остафьевским шоссе на карте.
Станция метро между Староникольской улицей и Остафьевским шоссе на карте.

Для жителей Щербинки (при условии что Бутовскую линию не будут продлевать далее) это будет ближайшая станция метро.

Сейчас здесь построен только небольшой ЖК «Прима-Парк». В интернете есть слух о продаже всей земли аэропорта Остафьево городу под жилую застройку.

  • Это целый район по площади как Северное Бутово с ~95 000 человек только официального зарегистрированного населения.
Скриншот статьи газеты ВЗГЛЯД про продажу аэродрома Остафьево.
Скриншот статьи газеты ВЗГЛЯД про продажу аэродрома Остафьево.

После такой грандиозной застройки в пассажиропотоке станции метро можно не сомневаться.

Станция «Остафьевское шоссе»

Станция метро «Остафьевское шоссе» Бирюлёвской линии на карте.
Станция метро «Остафьевское шоссе» Бирюлёвской линии на карте.

Между Остафьевским шоссе и строящемся ЖК «Остафьево» остаётся коридор под будущий локальный дублёр Остафьевского шоссе для съезда на прилегающую местную улично-дорожную сеть и для высадки пассажиров общественного транспорт, а также подходит под размещение станции Бирюлёвской линии.

В красных линиях это выглядит более наглядно:

Коридор между Остафьевским шоссе и локальным дублёром.
Коридор между Остафьевским шоссе и локальным дублёром.

Это ближайшая станция метро к аэропорту Остафьево и к Музею-усадьбе Остафьево. Пешая доступность от метро к последнему объекту немного неудобная из-за заборов СНТ, но тем не менее.

Усадьба Остафьево очень хорошее и приятное для прогулок, light-версия "Царицыно" без толп людей =)

Станция «Рязановское»

Станция метро «Рязановское» Бирюлёвской линии на карте.
Станция метро «Рязановское» Бирюлёвской линии на карте.

Последние три станции имеют проектные наименования:

Схема развития метро в Новой Москве от 2018 года с сайта Rosmetrostroy.ru.
Схема развития метро в Новой Москве от 2018 года с сайта Rosmetrostroy.ru.

«Рязановская» разместится рядом с пересечением Рязановского шоссе и строящейся дороги «Варшавское шоссе-Андреевское-Яковлево» (ВАЯ) и вдоль последней дороги линия пойдёт дальше.

Кроме, строящегося ЖК «Алхимово», вместе с СНТ и прочими небольшими населёнными пунктами, станция ничем не примечательна. Как и остальные две. Это и есть те самые застраиваемые поля.

Станция «Тарасово»

Станция метро «Тарасово» Бирюлёвской линии на карте.
Станция метро «Тарасово» Бирюлёвской линии на карте.

Разместится на пересечении дороги ВАЯ с подъездом к деревни Тарасово.

Для жителей Подольска (мкр. Кузнечики, Ивановский, Юго-Западный и т.д.) эта станция метро может стать удобной для поездки в Москву, в случае строительства Западного обхода Подольска с мостом через р. Пахра. Как раз к 2030-м годам может и построят.

Станция «Андреевское»

Станция метро «Андреевское» Бирюлёвской линии на карте.
Станция метро «Андреевское» Бирюлёвской линии на карте.

Конечная станция Бирюлёвской линии возле СНТ "Раздолье". Сейчас, кроме стройки дороги ВАЯ, ничего не происходит.

В теории, когда-нибудь линия может быть продлена до г. Троицк. Если, конечно, застройка Новой Москвы достигнет таких масштабов, что в Троицк потребуется две линии метро, помимо линии скоростного трамвая.

Итого

Собственно, мы познакомились с предпроектом Бирюлёвской линии или "маркером по карте".

Желающие могут ознакомиться с трассировкой линии на интерактивной карте Яндекса: https://yandex.ru/maps/-/CCUYfQcUdD

---

Лично моё мнение, выбор такой трассировки на участке от «Бирюлёво» до «Остафьевского шоссе» неудачен и требует корректировки. Хотя бы из-за идущих четырёх станций подряд с минимальным пассажиропотоком для полноценных станций метро.

Вдоль Варшавского шоссе город планирует построить несколько крупных жилых микрорайонов, а деревня Щербинка, Милицейский посёлок и посёлок Липки в Южном Бутове зона будущей громадной жилищной застройки района.

Почему бы не провести линию по Варшавке и потом выйти на Остафьевское шоссе, например, так:

Предлагаемой мной вариант проведения Бирюлёвской линии.
Предлагаемой мной вариант проведения Бирюлёвской линии.

Шесть станций:

  1. В центре ЖК "Южная Битца". (Да, это другой субъект. Но жители ЖК будут работать в Москве, платить НДФЛ и тратить деньги в столице. Иначе они будут нагружать существующие транспортные связи)
  2. Расторгевская. На пересечении Варшавского шоссе и Расторгуевского шоссе. "Старое Бутово" + Бутово-Парк + жилые комплексы возле Усадьбы Суханово.
  3. Дрожжино. На пересечении Варшавского шоссе и Нового шоссе. ЖК Бутово-Парк 2 + безымянный жилой комплекс в КРТ Южное Бутово.
  4. Молодцовская. Ещё один безымянный жилой комплекс Москвы + перспективная застройка д. Щербинка, пос. Липки, пос. Милицейский.
  5. Щербинка. Центр г. Щербинка + пересадка на МЦД-2.
  6. Староникольская. Вдоль Остафьевского шоссе.

Плюсы такого варианта:

+ В охвате больше незастроенных полей между Курским направлением МЖД и Варшавским шоссе, которые тоже Москва. Причём это территория "Старой Москвы".

+ Забирает часть пассажиров с Серпуховско-Тимирязевской линии.

+ Разгрузка Варшавского шоссе. Для жителей будет альтернативный вариант для поездки в центр. Бирюлёвская линия + МЦД-5 до Павелецкого вокзала.

+ Решаются транспортные проблемы нынешних жителей и будущих новосёлов, одновременно.

Далее линию можно продолжить как запланировано.

Спасибо за прочтение статьи! Надеюсь чуточку стало понятней с планами по Бирюлёвской линии в Новой Москве.

P.S. Для дополнительной пищи для размышления я оставляю ссылки, выделенные жирным и синим цветом, на мои предыдущие статьи, которые затрагиваются в рамках этой темы. Рекомендую их тоже почитать.

P.P.S. Мне, как и Вам, будет интересно увидеть окончательный проект продления Бирюлёвской линии. Но давайте немного помечтаем:

-У нас есть "намёк" от застройщиков размером в N-ую сумму с пятью нулями в условных единицах, который оформлен на племянника супруги.

-Есть Стройкомплекс со всей выстроенной структурой подрядчиков, который говорит: "Давай стройку ради стройки."

-Есть чувство ответственности за градостроительное решение, влияющее на десятки-сотни тысяч людей.

Как Вы бы провели Бирюлёвскую линию после станции «Бирюлёво»? Пишите в комментариях =)